Алексей Крикливый

Главный режиссер театра
Алексей Крикливый

Алексей Михайлович Крикливый родился в 1974 году в Красноярске. В 1996 году окончил Красноярский государственный институт искусств по специальности «актер театра и кино» (курс профессора, народного артиста РФ Валерия Аркадьевича Дьяконова). В 2001 году окончил режиссерский факультет Российской академии театрального искусства (курс профессора, народного артиста РФ Леонида Ефимовича Хейфеца). С 2000 по 2003 год – режиссер Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина. 

С 2004 года – режиссер Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», с 2008 года – главный режиссер театра.

С 2004 года – доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры Новосибирского государственного театрального института. С 2014 по 2019 год – руководитель актерско-режиссерского курса НГТИ. В 2020 году вновь набрал актерско-режиссерский курс. 

Участник социально-творческого проекта – лаборатории «ClassAct» в Красноярске (2013).

Выпускник Школы театрального лидера (2015), созданной Центром им. Вс. Мейерхольда и департаментом культуры Москвы.

Член жюри Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» сезона 2015/2016 в категории «Драматический театр и театр кукол».

Художественный руководитель театральной программы XII Международного Рождественского фестиваля искусств в Новосибирске (2017); художественный руководитель программы XIII Международного Рождественского фестиваля искусств в Новосибирске (2019). 

В 2018 году открыл Мастерскую Крикливого и Панькова.

 

Спектакли в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус»: 

«Одна абсолютно счастливая деревня» Б. Вахтина (2021);

«104 страницы про любовь» Э. Радзинского (2017) (специальный приз жюри драматического театра «За создание лирического подтекста: исполнение песен в спектакле» XXIX Фестиваля-премии «Парадиз» Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России, 2018);

«Пьяные» И. Вырыпаева (2015);

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда (2015);

«Песни о Родине» («Хрустальный мир» В. Пелевина, 2015) (приз «Лучший драматический спектакль, премьера которого состоялась в 2015 году» по версии Новосибирского клуба зрителей, голосование проводилось в социальной сети «ВКонтакте», 2016);

«Дядюшкин сон» Ф. Достоевского (2014);

«Крейцерова соната» Л. Толстого (2013) (приз в номинации «Лучшая мужская роль» III Межрегионального театрального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит» в Новосибирске, 2014; три номинации на Национальную театральную премию «Золотая Маска – 2015»: «Драма/спектакль малой формы», «Драма/работа режиссера», «Драма/мужская роль», специальная премия жюри за главную мужскую роль);

«Девочки из календаря» Т. Фёрта (2013); 

«Денискины рассказы» В. Драгунского (2012);

«Куба» А. Липовского (2012) – художественный руководитель проекта;

«Летит» О. Мухиной (2011);

«Есенин. Опыт постижения поэта» (2011) – руководитель постановки; 

«Толстая тетрадь» А. Кристоф (2010) (приз в номинации «За лучшую сценографию» Фестиваля-премии «Парадиз» Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России, 2011; Гран-при XI Театрального фестиваля-конкурса профессиональных драматических театров «Камерата» в Челябинске, 2013);

«Жизнь прекрасна!» Э. Лу (2010); 

«Сказочные существа и немного колдовства» А. Ракитина (2009);

«Братишки» Р. Куни, М. Куни (2009); 

«Вредные советы» Г. Остера (2009);

«Старосветская любовь» Н. Коляды (2009);

«Незнакомый Некрасов» (2009) – руководитель постановки;

«Елки-палки, чудеса!» И. Купцовой (2008);

«На салазках в сказку» Н. Соболевой (2007);

«Про Иванушку-дурачка» М. Бартенева (2007) – руководитель постановки;

«Наивно. Sупер» Э. Лу (2007) (приз в номинации «Лучшая женская роль второго плана» Международного  театрального фестиваля-конкурса «Золотой конек» в Тюмени, 2009);

«Дед Мороз попал в курьез!» Н. Соболевой (2006);  

«Дама с камелиями» А. Дюма (2006); 

«Simейные истории» Б. Срблянович (2005) (приз в номинации «Лучшая женская роль» Международного театрального фестиваля-конкурса «Золотой конек» в Тюмени, 2006; приз в номинации «Лучшая женская роль» Фестиваля-премии «Парадиз» Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России, 2006); 

«Волшебство на Новый год» М. Бартенева (2005);

«Колечко Снегурочки» С. Алферовой, Н. Нижегородцевой (2004);

«НЭП» Е. Сибиркиной (2004);

«Ю» О. Мухиной (2003) (специальный приз жюри V Международного фестиваля «Радуга» в Санкт-Петербурге и альманаха «Балтийские сезоны», 2004);

«Бемби» Ф. Зальтена (2002).


Участие в проектах Новосибирского академического молодежного театра «Глобус»: 

Ток-проект «ПодросТок» (2020) – режиссер чтений романа А. Бенджамин «Доклад о медузах»

Лаборатория «Современная российская драматургия для подростков – путь к зрителю» (2018) – художественный руководитель;

Лаборатория «Пьесы „Любимовки” в Новосибирске. Избранное» в рамках Международного Рождественского фестиваля искусств (2013) – один из кураторов;

Лаборатория молодой режиссуры «„Глобус”. Место действия» (2011) – один из руководителей;

Театральный проект «Третья сцена» (2007–2012) – художественный руководитель.


Спектакли в Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина:

«Русский роман» М. Ивашкявичюса (2019);  

«Похороните меня за плинтусом» П. Санаева (2008) (приз в номинации «Лучшая женская роль» и специальный приз жюри исполнителю главной мужской роли X Международного театрального фестиваля «Камерата» в Челябинске, 2008; участник внеконкурсной программы Фестиваля «Золотая Маска» «Маска Плюс», 2009);

«Norway. Today» И. Бауэршима (2003);

«Москва – Петушки» В. Ерофеева (2003);

«Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка (2002);

«ОдноврЕмЕнно» по пьесам Е. Гришковца (2001).


Спектакли в театрах России:

«Искупление» Ф. Горенштейна (Омский государственный академический театр драмы, 2016) (приз в номинации «Надежда сцены» V Межрегионального театрального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит», 2018 | приз в номинации «Лучший спектакль», лучшая мужская роль второго плана и специальный приз жюри «Дебют года» Омского областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа по итогам 2017 года»);

«Одиссея» Гомера (Пермский академический Театр-Театр, 2014) (участник внеконкурсной программы фестиваля «Золотая Маска» — «Маска Плюс», 2016);

«ПравоПисания» на основе пьес красноярских подростков (в рамках социально-творческого проекта – лаборатории «ClassAct», Красноярский государственный театр юного зрителя, 2013);

«Время женщин» Е. Чижовой (Омский государственный академический театр драмы, 2013) (приз в номинации «Лучший спектакль» и специальный приз жюри за женскую роль ХХI Омского областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа по итогам 2014 года»);

«Заводной апельсин» Э. Бёрджесса (Красноярский государственный театр юного зрителя, 2012);

«Сашка» В. Кондратьева (Санкт-Петербургский театр юного зрителя им. А. А. Брянцева, 2005).


Награды:

премия губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства имени народного артиста РСФСР Ножери Давидовича Чонишвили за постановку спектакля «Время женщин» Е. Чижовой (2015);

почетная грамота губернатора Новосибирской области за вклад в развитие театрального искусства Новосибирской области (2011); 

благодарность министра культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную деятельность (2010);

медаль губернатора Кемеровской области «За веру и добро» (2008);

премия губернатора Новосибирской области «За лучшие достижения в области культуры и искусства» как режиссеру и куратору мюзиклов «НЭП» Е. Сибиркиной и «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (2007).

Статьи в прессе

Алексей Крикливый: «Сюжетный центр нашего спектакля – Love Story»
Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус», 22 сентября
Алексей Крикливый: «Главное, чтобы прорастали художники»
Юлия Щеткова, «Новая Сибирь», 10 августа
Алексей Крикливый: «Большие артисты всегда вдохновляют на работу»
Елена Коновалова, «Культура24.РФ – Красноярский край», 31 июля
Режиссер «Глобуса» Крикливый: «Мы не позиционируем себя как бульварный театр»
Юрий Татаренко, «Тайга.инфо», 11 января
Итоги Года театра: режиссер «Глобуса» Алексей Крикливый о театре и о себе
Юрий Татаренко, «Навигатор», 6 января
Алексей Крикливый: «Рождественский фестиваль перерождается!»
Юрий Татаренко, «Навигатор», 27 декабря 2019
Эффект присутствия
Кирилл Полиенко, «Сиб.фм», 2 декабря 2019
Алексей Крикливый: «Мы питались энергией молодости, дурости и авантюры»
Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь», 31 мая 2019
Главный режиссер «Глобуса» о смене директора: «Похоже на какую-то сделку»
«Тайга.инфо», 25 ноября 2018
Алексей Крикливый: «Мы обнимаем всю жизнь человека»
Мария Симонова, «Недоросль», 15 октября 2018
Алексей Крикливый: размышления на бегу
Лилия Вишневская, «Бумеранг», 6 декабря 2017
Алексей Крикливый: «Если раньше я не верил в магические штучки, то в нашей пьесе без этого никак»
Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь», 3 ноября 2017
Алексей Крикливый: «Пьеса о любви не открывается бытовым ключом»
Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус», 17 октября 2017
Алексей Крикливый: «Зрителя нужно готовить с детства»
Лилия Вишневская, «Бумеранг», 30 августа 2017
Электричество в воздухе
Дора Мещеринова, «Континент Сибирь», 2 мая 2017
Главный режиссер новосибирского «Глобуса» вошел в жюри «Золотой маски»-2017
«Тайга.инфо», 13 декабря 2016
Спектакль – это чудо!
Юлия Колганова, журнал о театре «Глобусёнок», 1 декабря 2016
Алексей Крикливый: «Сейчас нужно называть вещи своими именами»
Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь», 16 октября 2015
Устами пьяного
Ирина Тимофеева, «Ведомости», 14 октября 2015
Алексей Крикливый: «Мы делаем это с открытым сердцем…»
Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус», 1 октября 2015
«Молодежный театр должен заниматься острыми проблемами»
Анна Огородникова, «Континент Сибирь», 31 августа 2015
Сколько длятся аплодисменты
Ирина Тимофеева, «Ведомости», 16 июля 2015
Алексей Крикливый: «Другого поведения, кроме „абсурдного”, в принципе, нет»
Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь», 22 мая 2015
Алексей Крикливый: «В эту игру смыслов мы увлечем зрителей за собой»
Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус», 20 мая 2015
Алексей Крикливый о спектакле «Крейцерова соната»
Людмила Денева, «MASKBOOK», 17 апреля 2015
Крикливый: «Искусство должно провоцировать, но меня бесит, когда им манипулируют»
Маргарита Логинова, «Тайга.инфо», 4 апреля 2015
Алексей Крикливый: «Театр и Пелевин – это сложносочиненная история»
Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь», 4 февраля 2015
Алексей Крикливый: «„Песни о Родине” – это „сговор доверия” между тремя режиссерами»
Елена Могелюк, новостная лента сайта театра «Глобус», 22 января 2015
Состоялась пресс-конференция, посвященная итогам 84-го театрального сезона
Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус», 10 июня 2014
Любовь? Почудилось…
Ирина Тимофеева, «Ведомости», 1 мая 2014
Алексей Крикливый: «А любовь-то почудилась…»
Елена Могелюк, новостная лента сайта театра «Глобус», 14 апреля 2014
Алексей Крикливый: «Взрослые забыли, что когда-то были детьми»
Марина Овсянникова, «Сибкрай.ru», 28 октября 2013
«Когда-то нужно по-настоящему пострадать, и тогда жизнь твоя будет наполнена жизнью»
Юлия Катковская, «Тайга.инфо», 27 августа 2013
«Глобус» представит классическую премьеру
Татьяна Карпухина, «Континент Сибирь», 26 августа 2013
Алексей Крикливый: «Мы не намерены делать скандал»
Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь», 23 августа 2013
Премьера спектакля «Крейцерова соната»
Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации, 19 августа 2013
Алексей Крикливый: «Заново открывать для себя классиков… Поверьте, это того стоит!»
Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус», 27 мая 2013
Календарь в стиле Пирелли
Ирина Тимофеева, «Ведомости», 11 января 2013
Алексей Крикливый: «В акте обнажения есть большая человеческая храбрость»
Инна Кремер, новостная лента сайта театра «Глобус», 24 декабря 2012
Алексей Крикливый: «Эта пьеса – об обретении, свободе и мечте»
Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус», 30 сентября 2011
Новосибирск и Красноярск обменялись театрами
Анна Огородникова, «Континент Сибирь», 14 июня 2011
Алексей Крикливый: «Надеюсь, человек выходит после каждого спектакля немного другим...»
Кира Сергеева, «НьюсЛаб», 7 июня 2011
Алексей Крикливый: «Я верю в очищение души через грусть, иногда даже боль»
Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус», 1 октября 2010
Много талантливых людей под одной крышей
Татьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 3 апреля 2010
Когда тебе наступают на пятки – это очень интересно
Юлия Щеткова, «Новая Сибирь», 2 апреля 2010
Алексей Крикливый: «Театры остались один на один со своими проблемами»
Степан Звездин, «Известия», 26 марта 2010
Увидеть Курта и… отдохнуть
Антон Велесов, «Континент Сибирь», 25 марта 2010
Алексей Крикливый: «Мне некогда лениться»
Ирина Ульянина, «Новая Сибирь», 29 октября 2009
Три времени Алексея Крикливого
Ирина Тимофеева, «Ведомости», 19 июня 2009
Девять премьер «Глобуса»
Юлия Щеткова, «Новая Сибирь», 5 сентября 2008
Директорский театр становится режиссерским?
Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь», 27 июня 2008
Модная тема неравного брака
Сергей Самойленко, «Континент Сибирь», 2 июня 2006
Алексей Крикливый: «Режиссер – немодная профессия»
Елена Коновалова, «НьюсЛаб», 5 августа 2005
Молодежная ставка
Ирина Жаркова, «Русский курьер», 2 февраля 2004
Новые лица
Татьяна Гамалей, «Ведомости», 25 января 2004
Алексей Крикливый: «После нас не остается ничего материального»
Сергей Самойленко, «Континент Сибирь», 23 января 2004
Алексей Крикливый: «Работы и без должности «главного» достаточно»
Юлия Щеткова, «Новая Сибирь», 23 января 2004
В «Глобусе» теперь Крикливый режиссер
Ираида Федорова, «Молодость Сибири», 21 января 2004
В «Глобусе» – новый режиссер
Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск», 17 января 2004
«Глобус» взял себе режиссера
Ирина Ульянина, «Коммерсантъ», 17 января 2004
«Бемби» – напоминание о чуде жизни
Алексей Крикливый, «Новая Сибирь», 1 ноября 2002
С «маленькими человеками» хочется поговорить о делах серьезных...
Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск» , 31 октября 2002