Директорский театр становится режиссерским?

27 июня 2008
Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»

Новосибирский молодежный театр «Глобус» завершил 78-й театральный сезон назначением главного режиссера. Вакантное место досталось очередному режиссеру театра Алексею Крикливому. Выпускник Красноярского института искусств и московского ГИТИСа, работающий в театре с 2004 года, поставил на глобусовской сцене кассовую «Даму с камелиями», сказку для самых маленьких «Бемби», первый сибирский мюзикл «НЭП» и лучшие спектакли последних лет «Ю», «Мамапапасынсобака», «Наивно. Супер».

Назначение главрежа для «Глобуса» — событие не столько удивительное, сколько долгожданное: ведь последние семь лет этот важнейший театральный пост пустовал за отсутствием подходящей кандидатуры. Комментируя сложившуюся ситуацию, директор театра Татьяна Людмилина замечала, что приоритетным направлением для новосибирского молодежного на данный момент является приглашение ведущих российских режиссеров, а при наличии худрука такое творческое изобилие вряд ли возможно. Как правило, главный режиссер сам формирует репертуарную политику театра, осуществляет большую часть постановок и приглашает только близких ему по духу коллег.

Кандидатура Алексея Крикливого обсуждалась давно. Как минимум пару сезонов. Если точнее — сразу же после постановки мюзикла «НЭП» по «Педагогической поэме» Макаренко, когда переполненные залы заткнули рты всем скептикам, ставившим под сомнение адекватность подобного спектакля в рамках репертуарного драматического театра. Но руководство театра останавливала неопытность режиссера в плане руководства большим коллективом (Алексей Михайлович относится к поколению тридцатилетних режиссеров, что для классического репертуарного театра если не профессиональное детство, то юность наверняка). Сказался и тот факт, что «Глобус» давно перешел из режиссерского театра в директорский. А две хозяйки на кухне — явление известное.

Изначально красноярец Алексей Крикливый приглашался в «Глобус» как «разовый» постановщик на детский спектакль. Однако успех проекта послужил весомым доводом в пользу дальнейшего сотрудничества. Первая взрослая постановка на малой сцене (спектакль «Ю» по пьесе Оли Мухиной) оказалась не менее удачной, и уже к началу следующего сезона приглашенный режиссер стал очередным. «Отказаться можно было, — сказал в одном из интервью Алексей Михайлович. — Но мне не захотелось. „Глобус“ — очень хороший театр. В нем работают профессионалы, здесь очень сильная, тренированная труппа. К тому же далеко не каждый театр может похвастаться тем, что наряду с серьезным взрослым репертуаром так внимательно относится к детским спектаклям».

Разговоры о детском репертуаре, кстати, велись не ради красного словца. Крикливому действительно интересна постановка спектаклей для самых маленьких. «На мой взгляд, делать детский спектакль гораздо сложнее, чем взрослый, — ответственность гораздо больше. И еще есть масса технологических вопросов: ребенок не может смотреть спектакль больше 45–50 минут, он хочет писать, отвлекается. Маленькому человеку нельзя врать, нельзя поражать его какими-то сентенциями, здесь должно быть все очень просто и в то же время очень гуманно, откровенно и интересно. Иногда проще заниматься постмодернизмом. Представляете, когда в зале сидят 700 детей, — два спектакля в день. Если они унесут хоть чуть-чуть, хоть что-то, это многое значит. Если так, то цель достигнута», — заметил как-то режиссер.

Больше детских, Алексея Крикливого привлекают разве что молодежные проекты. Его стараниями в «Глобусе» появились спектакли, в которых играют исключительно студенты театрального института или его недавние выпускники. Что касается репертуарных предпочтений в целом, то здесь Крикливый ориентируется на хорошую литературу и эмоциональную заинтересованность: «Я ориентируюсь на личные симпатии. Хочется заниматься хорошей литературой. Всегда есть какие-то специфические моменты. Когда ты выбираешь материал, он обязательно должен тебя трогать. Главное, чтобы я понимал, какую свою историю я могу рассказать вместе с авторской. Должна быть своя заинтересованность, неуспокоенность, какое-то эмоциональное желание что-то сделать. Я имею „наглость“ думать, что если работа для меня будет интересной, то это будет интересно еще кому-то. Просто надо быть „заведенным“ материалом, тогда возможно все».

Постановочные планы нового главрежа будут озвучены в начале следующего театрального сезона. Тогда же станет известно, кто из приглашенных режиссеров в очередной раз пополнит вместе с Алексеем Крикливым глобусовский репертуар.