Увидеть Курта и… отдохнуть

25 марта 2010
Антон Велесов, «Континент Сибирь»

С 1 по 8 апреля новосибирский театр «Глобус» в рамках юбилейной недели «Театр для всех поколений» отметит свое 80-летие. Зачем нужны праздники трудовым пчелам Мельпомены и чем за праздность актеров придется заплатить зрителям — об этом газете «Континент Сибирь» рассказал главный режиссер «Глобуса» АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ.

 С одной стороны, театры упрямо подталкивают к самоокупаемости, а с другой — ждут от постановщиков нетленки. Можно ли предугадать, что останется в памяти людей, — освеженная классика или эксперименты?

 Сейчас я скажу страшное слово «коллекция». Так вот, театр — это коллекция артистов. И по этой коллекции можно понять, какое качество собирательства процветало 10 или 20 лет назад и какие в нем были победы или спорные моменты. Хороший спектакль — это всегда следствие профессиональной готовности труппы как освежить классику, так и пойти на эксперимент.

Спектакль живет, пока артисты выходят на сцену. Без носителей он сразу исчезает. Я недавно задумался о смерти и понял, что если вдруг придет конец — после меня тоже почти ничего не останется. Ворох фотографий, несколько отзывов о спектаклях (часто странных) — вот и все. Но этой бесследностью театр и прекрасен.

 Ваше назначение в 2008 году на пост главного режиссера «Глобуса» — прекрасный пример «конформистской» смены поколений. Молодые идеологи в других театрах Новосибирска надолго не задерживались, а после шумных отставок из репертуаров быстро исчезали и их авангардные постановки. Вы не воюете с классическим театром. Какую линию вы проводите в «Глобусе»?

 Так уж складывается, что у меня нет материала, «на костях» которого можно было бы петь или танцевать. Я никак не могу прийти к классике. Мне даже страшно становится: сколько времени я к ней иду — и все не могу дойти. Мой личный репертуар упрямо крутится вокруг сегодняшних, ну в крайнем случае вчерашних пьес и книжек. Так что никакого заведомого конформизма — все получается интуитивно. Следующий вопрос — что такое классический театр? Не уверен, что мы все, говоря подобные слова, хорошо понимаем, о чем говорим. Для меня важно, чтобы, придя в театр, человек испытал эмоцию. Остальное — художественная и личностная ответственность постановщика. Для меня важно, чтобы появлялось как можно больше талантливых людей и они были бы востребованы. А в итоге возникало то, что мы называем хорошим спектаклем.

 В новое, быстрое время срок жизни спектакля сокращается?

 У нас есть постановки, которые идут десятилетиями. Тех же самых «Игроков» недавно показали в 118-й раз. Это спектакль неувядающий, с феноменальными возможностями регенерации. То ли дело в Галибине (режиссер спектакля. — «КС»), то ли в Абайдулове (хореограф. — «КС»), то ли сама пьеса Гоголя настолько вечнозеленая...

Или «Бабьи сплетни», на которые некоторые завсегдатаи ходят по восемь раз и в каждый свой визит ловят счастливые мгновения. Поразительно, как этот спектакль за годы моих наблюдений менялся. Взаимодействие зрителя и артистов иногда творит чудеса — особенно на таком материале, который позволяет некоторые артистические вольности. А теперь, со сменой исполнительницы главной героини на Катю Аникину, спектакль вообще пережил второе рождение.

 Выдавая творческое задание, вы оперируете понятием таргет-группы? Или для того, чтобы выполнить свою миссию, достаточно создать просто хороший спектакль?

 Мы называем «Глобус» театром для всех поколений и стараемся этот маркетинговый ярлык отрабатывать. Мне хотелось бы преподнести театральное открытие каждому — от детсадовца до старика. Я не шучу. Пока мы ведем отсчет с дошкольников, но в будущем я надеюсь запустить спектакль, рассчитанный на десяток совсем клопышей. Это должно быть нежное интерактивное действо — чтобы не напугать этих крох, а приручить.

Я очень рад, что в нашем театре существует стабильная тинейджерская аудитория — а ведь они давно уже забили на театр! Привыкают, возвращаются по многу раз на «НЭП», на «Simейные истории», на «Наивно. Sупер». Мы не забываем, что театр создан для юных. Но приятно видеть и взрослых. А еще приятнее — смешанный зал, в котором есть все, начиная со старших школьников и заканчивая очень взрослыми дядями и тетями.

Конечно, у каждого спектакля есть свой адресат. Но бывают приятные моменты, когда делаем для молодых — а приходит старшее поколение. Так было с моей «Старосветской любовью», которую я адресовал 20—25-летним, а в итоге спектакль собрал аудиторию 35+. И все же рискну предположить, что спектакль с яркой актерской работой цепляет всех без исключения.

 Ваша оценка новых спектаклей коррелирует с кассовыми сборами? В каких спектаклях из нынешнего репертуара театра получилось полное совпадение коммерческого успеха и творческой удачи?

 Я ручаюсь, что каждый спектакль из репертуара имеет полное право быть в этом ряду. У нас нет таких постановок, о которых можно было бы сказать: «Ерунда полная, но люди ходят». Ни один человек «на театре» — артист ли, режиссер ли, художник ли — не вознамерится сделать заведомую халтуру ради кассы... Давайте по списку — только про свои я не буду говорить, ладно?

Крайне успешен наш «детский хлеб» — спектакли, которые несут в себе всю полноту «взрослой» театральной постановочной культуры. Пользуется спросом «Остров сокровищ». От «Каштанки» с полускандальным наполнением просто отбоя нет.

Следующая категория. Хорошо продается «Женитьба» — спектакль смешной, мне нравится, ребята хорошо работают, и Нина Чусова все отлично придумала. «Братишки» — промолчу, этим занимался я. «Шукшин. Про жизнь» — слишком свежий, его историческая миссия проясняется. «Дама с камелиями» с успехом идет уже несколько лет. «Бульвар преступлений» — один из древних спектаклей Галибина. «Сарафанное радио» стабильно обеспечивает спектаклю долгую жизнь.

«Циники» — возможно, самая требовательная к внимательной публике постановка. На этом спектакле всем в зале нужно проникнуться неспешностью, которую мы давно растеряли, вечно куда-то оголтело торопясь. Это длинный, тягучий, завораживающий спектакль. Некоторым не хватает запаса прочности распробовать это удовольствие до конца...

Мне очень жаль, что один из лучших спектаклей Новосибирска — «Белая овца» — не делает кассу. Конечно, это сложный, но практически безупречный спектакль. А вот «Двойное непостоянство» имеет хороший баланс зрительского и художественного успеха. Но не стоит забывать, что аншлаг на Малой сцене (где идет «Непостоянство») никогда не сравнится по драйву с аншлагом на Большой (где поставлена «Овца»).

 Вы не рассказали о Малой сцене...

 Там все на вес золота. По сути это еще один «Глобус» со своим репертуаром. И там, знаете, всегда аншлаг. Но поверьте, идеология зарабатывания денег нелегко адаптируется к театру. Нет такой цели — заработать все деньги на свете, забить человеческой массой зрительный зал под завязку. Мы пока руководствуемся другим порывом — создать культурное поле для всех страждущих.

 Что, кроме премьеры третьего за историю театра мюзикла «Том Сойер», который стартовал в «Глобусе» на прошлой неделе, вы намерены ввести в репертуар до конца сезона?

 На Малой сцене Олег Юмов репетирует «Возвращение» по Андрею Платонову. Ждем этой премьеры 21 апреля. Со дня на день я начну репетировать последний спектакль сезона, название которого еще в работе. Это риск — но завораживающий и интригующий. Упорно не понимаю, почему современная проза не имеет права хоть иногда выскакивать на Большую сцену. Я выбрал книгу «Четыре сказки о Курте» Эрленда Лу. Это смешная история о норвежском пролетарии Курте, который любит свою жену и детей, работает на погрузчике в порту и всю дорогу ищет смысл жизни. Книжка умна, написана с юмором — и при этом не «топчет» читателя. Считайте, тема Акакия Акакиевича — только веселая, сегодняшняя.

 Премьера «Курта» состоится еще только в конце мая. До дня рождения театра же осталось меньше недели. Деятели культуры, кажется, считают любой праздник профессиональным. Для вас юбилеи не стали рутиной?

 С одной стороны, обойти эту дату невозможно, а с другой — похоже, только в день рождения, собирая верных друзей, и можно подвести итоги, вычертить график на будущее. В одиночку с этим не справиться. Так что юбилей для нас — рабочий праздник. В первую неделю апреля мы напомним нашим гостям (а заодно и самим себе) обо всем актуальном, что происходит в театре, покажем протоптанные театром творческие дорожки. Все же «Глобус» — больше чем просто учреждение, которое выдает некий театральный продукт. Нам интересно очень многое. Поэтому мы с удовольствием апеллируем к истории — страны и театра — и с любопытством заглядываем в будущее.