Алексей Крикливый: «В акте обнажения есть большая человеческая храбрость»

24 декабря 2012

Инна Кремер, новостная лента сайта театра «Глобус»

Друзья! 7, 8 февраля 2013 года в «Глобусе» состоится долгожданная премьера — «Девочки из календаря». Знаменитая пьеса англичанина Тима Фёрта совсем скоро получит свое очередное сценическое воплощение благодаря главному режиссеру театра Алексею Крикливому, его творческой команде и замечательным актерам, занятым в выпуске нового спектакля. В перерыве между репетициями Алексей Крикливый рассказал о причинах выбора материала, творческих возможностях, которые пьеса открывает для артистов, и о том что именно наполняет нашу жизнь смыслом.

 Это ваш второй опыт работы с бродвейской комедией. Первой работой в этом направлении был спектакль «Братишки» в 2009 году. Что побудило вас вновь обратиться к этому жанру?

 В каноническом смысле, обе пьесы, действительно, относятся к комедийному жанру, но я бы не сравнивал эти два материала. «Братишки» — это комедия положений, а «Девочки из календаря» — комедия нравов и характеров. Для меня здесь скрыта более сложная задача. Пьеса очень деликатно подает важную тему и она далеко не веселая. Муж одной из подруг болен раком, и весь сюжет строится на том, как женщины живут после его ухода. Мне очень нравится эта история своим абсолютно сказочным финалом. Хотя события, которые в ней описаны, произошли в реальности. Сказочность в том, что стараниями семи женщин единственная на округ больница получила возможность построить необходимый дополнительный корпус, дать больным лекарства, улучшить их условия. Каждый из нас в той или иной степени соприкасался с этой страшной болезнью. Нет, наверное, ни одного человека, у которого родственники или знакомые не страдали бы от нее. И сколь ни грустно, сегодня есть люди, которые профанируют помощь таким больным: ложные сайты, объявления, сборы средств на мифические счета. Героини пьесы сделали конкретные шаги и дали надежду на то, что все может быть хорошо. Это история не про смерть, а про жизнь.

 Способ, который героини истории выбирают для реализации благого дела, может смутить?

 Я видел фотографии тех настоящих «девочек» из календаря. Им в районе 50-ти лет. Это интересные веселые фото, они сделаны с юмором. Там присутствует, в первую очередь, ироническое отношение к себе. Это, ни в коем случае, не голое вымогательство денег. В акте обнажения есть большая человеческая храбрость. Героиням истории необходимо было осмыслить всю свою жизнь, свой уклад и преодолеть душную, консервативную среду, в которой каждый день расписан на годы вперед. Девушка Йоркшира сначала учится, потом выходит замуж, рожает детей, отправляет их учиться, затем ходит в Женский институт, где варит варенье, делает печенье, закатывает консервы, и так до бесконечности. На этом жизнь и заканчивается, и для чего все это было остается большим вопросом. Мы тоже находимся внутри такого жизненного цикла и также задаем себе вопрос, для чего мы живем, и каждый из нас отвечает сам себе по-разному. Но как только мы понимаем для себя, что именно важно, то все становится на свои места и наша жизнь наполняется смыслом. Героини пьесы и их прототипы снимались для календаря не потому, что им хотелось покрасоваться. Это определенный мотив подсознательного выброса из привычного, уже устоявшегося ритуала, который не приносит удовольствия, в котором уже нет смысла. Сейчас реальные девочки из йоркширского календаря стали очень популярны. Они по-прежнему делают для него фото, выпускают его. И люди, которые календарь покупают, точно знают, на что и куда идут деньги.

 Если это комедия характеров, значит, все женщины должны быть абсолютно разные, как цвета радуги?

 Да, пьеса предполагает семь разных типов женщин, и мы можем их представить. У нас в труппе хорошие актрисы, которые могут эту историю взять. Все идеально раскладывается по индивидуальностям. У каждой героини есть своя тема, своя сцена, есть свой конфликт. По драматическим канонам пьеса очень хорошо простроена. Это пьеса-календарь, в ней происходит календарная смена времен года. Девушки в процессе очень сильно меняются, развиваются, по-разному себя проявляют, по-новому себя узнают. У всех семерых судьбы тесно переплетены, одна входит в другую, и зрителю станет понятно, что они друг без друга вообще не могут. Даже самая антагонистичная из них. Пьеса дает огромное поле для актерского существования, и мне захотелось поработать, прежде всего, с индивидуальностями актрис. Художник Елена Турчанинова создала интересное игровое пространство с английскими интерьерами, сочинила роскошные костюмы на все времена года — более 60-ти эскизов. Но все-таки самый большой эффект должен быть в этой истории от артистов.

Напомним, что премьера спектакля «Девочки из календаря» состоится 7, 8 февраля на большой сцене театра (начало в 18.30). Также премьеру можно будет увидеть 24 февраля (начало в 18.00), 15 марта (начало в 18.30) и 18 апреля (начало в 18.00).