История

1930-е годы

Рождение первого детского театра Сибири. В 1929 году первый слет пионеров Западной Сибири от имени детворы города на Оби обращается к Ленинградскому тюзу во главе с Александром Брянцевым с просьбой помочь в организации детского театра. Среди добровольцев, отправившихся создавать Краевой Западно-Сибирский тюз, были Николай Михайлов, Елена Агаронова, Николай Мокшанов, Виктор Стратилатов, Елена Воронкова.

10 июля 1930 года — спектаклем «Тимошкин рудник» по пьесе Леонида Макарьева в постановке Виктора Стратилатова открылся Новосибирский театр юного зрителя — первый стационарный театр города. До 1935 года театр существовал в клубе «Молодые ленинцы», теперь известное как кинотеатр «Пионер», затем переехал в новое здание — Дом Ленина (ныне камерный зал Новосибирской филармонии).

Среди первых выпускников студии, созданной при театре, — легендарные актеры Зоя Булгакова и Василий Макаров.

По воспоминаниям Михайлова, в это время «творческая практика тюза и подбор репертуара исходили из принципа „каждому возрасту — своя пьеса“»... Это и пьесы для старшеклассников, и сказки для малышей, и классика — отечественная и зарубежная.

Тот факт, что Новосибирский тюз оказался не просто любимым местом проведения досуга горожан, а необходимой составляющей жизни людей разных поколений, надежным другом и наставником, — доказывали полные залы и восторженные отзывы юных зрителей и их родителей.

1940-е годы

Яркие страницы истории военных лет. В начале 1941 года Новосибирский театр юного зрителя отметил свое десятилетие. За это время театр осуществил 52 постановки, показав свыше 3 тысяч спектаклей. Его творческая жизнь стала неотъемлемой частью культурной жизни города и общесоюзного тюзовского движения.

В годы войны театр оставил родные стены, уступив свое место ленинградскому собрату — Новому театру юного зрителя. В 1942 году небольшой шахтерский городок Анжеро-Судженск приютил театр на полтора года.

В труднейшее время коллектив испытал настоящий творческий взлет, благодаря постановкам Павла Цетнеровича, ученика Всеволода Мейерхольда.

В те трудные годы ушли на фронт многие работники Новосибирского тюза, ушел добровольцем директор театра Григорий Казарновский, в расцвете таланта покинул тюз и не вернулся талантливый композитор, заведующий музыкальной частью Лев Перельман. И не он один — погибли одиннадцать сотрудников театра...

Новосибирский тюз с честью выдержал испытания военных лет, выйдя, по признаниям современников, на одно из первых мест среди юношеских театров страны.

1940–50-е годы

Театр для детей и молодежи — поиски творческого лидера. После войны перед тюзом стояла задача стать снова одним из ведущих детских театров страны. Для этого был просто необходим поиск новых творческих лидеров, которые могли бы возглавить коллектив и поднять художественный уровень театра на должную высоту.

В 1947 году тюз возглавил Исай Сапожников, опытный мастер, воспитанный на мхатовских традициях. Режиссер обращается к современным пьесам. Это было неоднозначное время — бал правила идеология. Но театр честно каждую свою работу, независимо от материала, пытается зажечь и одушевить героико-романтическим духом.

В то время на сцене блистали Лилия Метелева, Евгений Лемешонок, Екатерина Черепанова, Татьяна Лялина, Мария Акулова, Вильгельмина Эйрих. В труппу приезжают работать выпускники Ленинградского театрального института Виктор Орлов, Анастасия Гаршина, Анатолий Мовчан, Виктор Лелеп. Режиссер Сапожников создал главное — сформировал талантливое актерское ядро, ставшее в последующие годы главной творческой силой тюза.

В 1953 году театр возглавил Петр Монастырский. За два сезона он поставил шесть спектаклей. В этот период театр концентрируется на освещении проблем школы, молодежи, ее воспитания.

В 1955–1958 годах главным режиссером тюза работал Леонид Луккер.

В 50-е годы творческая жизнь театра была интенсивна. Постоянно расширялся репертуар: наряду с классическими пьесами ставились инсценировки прозы, сказки для взрослых, произведения сибирских авторов. Театр постоянно искал новые темы, идеи, старался говорить со зрителем о современных ему проблемах.

1960-е годы

Авторский режиссерский театр. Период 1960–70-х годов жизни тюза одушевлен личностным присутствием режиссеров — театр становится поистине авторским. «Золотое десятилетие» режиссера Владимира Кузьмина! Его постановки (а в общей сложности их было 37!) всегда вызывают споры критиков, а зрители на улице спрашивают «лишний билетик».

«Ни в одном театре в ту пору не было такого жесткого ритма работы. Потому что интересно, потому что жаль пропустить даже день творчества, поисков, споров, счастливых минут горения», — писал старейший театровед Сибири Лолий Баландин.

В тюзе выросло целое поколение талантливых артистов, которые пополнили труппы не только новосибирских, но и многих театров России. Неподражаемые актеры-кумиры Анастасия Гаршина, Виктор Орлов, Валентина Широнина, Альберт Дорожко, Галина Аверьянова, Григорий Шустер, Владлен Бирюков и многие другие.

Это был период расцвета театра — время творчества и свободы. Такая удивительная атмосфера складывалась и благодаря директору тюза Нине Никульковой. Именно она «пробивала» и отстаивала строительство нового здания-бригантины, доказывала, что один из наиболее интересных театров страны достоин своего дома.

В 1969 году за особые заслуги в развитии искусства Новосибирский тюз был награжден орденом «Знак Почета».

1970–80-е годы

«Театр трех поколений». Приход главного режиссера Льва Белова в 1971 году ознаменовал новый этап в жизни тюза. Сильной стороной режиссера станет публицистичность.

В то время тюз, «театр трех поколений», репертуар которого вмещал в себя спектакли, интересные и детям, и подросткам, и молодежи, подружился с прекрасными молодыми драматургами Георгием Полонским, Александром Кориным, Эдуардом Шимом, Камилем Икрамовым. На базе театра в 1985 году организована экспериментальная творческая лаборатория драматургов Сибири, Урала и Дальнего Востока, пишущих для детей и юношества. Там начинали знаменитые сегодня Николай Коляда и Алексей Слаповский.

В 1984 году театр переезжает в новое здание, построенное по проекту архитектора Анатолия Сабирова.

В 1987 году директором театра становится Мария Ревякина.

С 1987 по 1990 год театр возглавлял главный режиссер Владимир Чернядев.

Это были годы начала радикальных перемен в обществе, когда идеологический театр уходил в прошлое. И Новосибирский тюз в своем творчестве живо и смело откликался на веяния времени...

1990-е годы

От тюза — к «Глобусу». В 1990–1991 годы художественное руководство театром осуществляет Изяслав Борисов. В 1992 году художественным руководителем театра становится Григорий Гоберник.

Творческий тандем директора театра Марии Ревякиной и Григория Гоберника определил новую эстетическую политику тюза. Театр широко, как никогда, начинает работать с режиссерами разных школ. Возникает новая модель театра — показать на одной сцене все возможные стили, жанры и направления. Отсюда и название — «Глобус», данное тюзу жителями Новосибирска на основе общегородского конкурса в 1993 году.

В репертуаре — классика и эксперимент, интеллектуальный театр и зрелищные музыкальные спектакли-шоу. В этот период в «Глобусе» ставят знаменитые режиссеры — Борис МорозовВениамин ФильштинскийВалерий ФокинКлимГригорий ДитятковскийВладимир Туманов и другие. С ними работают высококлассные сценографы, художники по свету, композиторы.

Возникают уникальные коллективы. Студия пластики под руководством Георгия Ерасека и Наталии Ерасек и вокальная студия Натальи Кирсановой.

В 1995 году на базе студий создается курс Российской академии театрального искусства под руководством Валентина Теплякова. По-разному сложилась судьба выпускников — кто-то пополнил труппу театра «Глобус», а имена некоторых можно сегодня увидеть на афишах столичных театров.

Многочисленные просветительские и благотворительные проекты театра подтверждают идею о том, что «Глобус» — не просто репертуарный театр, а эстетический центр, воспитывающий и обучающий подрастающее поколение. В стенах театра проходят фестивали детского творчества, выставки, семинары, конференции.

Театр активно гастролирует, принимает участие в престижных театральных фестивалях России и зарубежья.

В 1999 году театру было присвоено почетное звание «академический», по итогам этого года в 2000-м «Глобус» становится победителем Всероссийского конкурса «Окно в Россию» в номинации «Театр года».

2000-е годы

Репетиции, спектакли, гастроли, проекты... В 2000 году театр «Глобус» возглавил режиссер Александр Галибин. Он успешно продолжил развитие художественной программы театра, в основе которой — постановка спектаклей на материале классической и современной драматургии.

Появляются новые проекты. Самый яркий из них — «Третья сцена», который подарил свободу актеру в воплощении собственных творческих замыслов.

В 2001 году на должность директора театра назначена Татьяна Людмилина.

Театр «Глобус» работает не только с именитыми постановщиками, но и с представителями нового поколения режиссуры. Спектакли Дмитрия Чернякова, Марины Брусникиной, Елены Невежиной, Нины Чусовой, Алексея Песегова, Алексея Крикливого становятся культурными событиями в жизни театрального Новосибирска.

«Глобус» по-прежнему является организатором крупных культурных акций всероссийского значения, благодаря которым жители города имеют уникальную возможность знакомства с лучшими достижениями российского и зарубежного искусства, среди которых Международный Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске, гастроли Государственного академического Малого театра России, Московского художественного академического театра им. А. Чехова, легендарного парижского театра «Комеди Франсез», итальянского Театра марионеток «Карло Колла и сыновья» и др.

В 2012 году специально к 75-летию Новосибирской области «Глобус» организовал Театральный фестиваль «Новосибирские сезоны», посвященный этой торжественной дате. В фестивальной программе — ведущие театры столицы со своими лучшими спектаклями последних лет.

В 2008 году театру удалось возобновить давно ушедшую в историю традицию масштабных межрегиональных гастролей: Кемерово, Красноярск, Новокузнецк. 

В 2008 году театр «Глобус» одним из первых театров в России осуществил изменение организационно-правовой формы, став государственным автономным учреждением культуры.

«Глобус» реализует инновационные проекты, имеющие не только региональный, но и общенациональный масштаб. Одним из них является проект 2012 года «Театр шаговой доступности», обеспечивающий доступность жителям спальных районов Новосибирска культурного продукта театра «Глобус», что осуществляется посредством показа спектаклей на площадках учреждений культуры города.

Театр активно реализует социально-культурную проектную практику, направленную на формирование территории, комфортной для проживания молодых интеллигентных и талантливых людей. Для этого «Глобус» предлагает ряд способов организации своего досуга, помимо посещения репертуарных спектаклей: культурно-просветительские и дискуссионные проекты.

Театром проводится большая работа среди учащихся школ и студенческой молодежи: фестивали детских театральных коллективов, праздники для детей, викторины, выставки детского творчества. Совместно со структурами правительства Новосибирской области и мэрии Новосибирска театр постоянно организует благотворительные программы, мероприятия для детей-сирот, инвалидов, детей из малообеспеченных семей. Среди благотворительных начинаний — проект «Улыбнемся вместе», впервые проведенный в 2011 году.

Театр ведет образовательную политику в отношении студентов Новосибирского государственного театрального института, предоставляя возможность получать практический опыт, участвуя в спектаклях, находясь на сцене с мастерами и педагогами.

Театр обеспечивает новаторские формы работы со зрителем, в качестве инструментов используются возможности Сети интернет: online-продажи билетов через официальный сайт, группы в социальных сетях; наличие удаленных касс продажи; продвижение новых рекламных носителей и многое другое.

В 2008 году на должность главного режиссера театра назначен Алексей Крикливый. В 2014 году театр возглавила директор Елена Алябьева

Театр по-прежнему живет насыщенной творческой жизнью. Репетиции, спектакли, гастроли, проекты... «Глобус» по-прежнему стремится бережно сохранять лучшие традиции прошлого, при этом театр всегда современен, всегда открыт новым идеям и веяниям.