Владимир Федоров

народный артист России
Владимир Федоров

Владимир Матвеевич Федоров (1920–2007) – ведущий актер Новосибирского театра юного зрителя – Академического молодежного театра «Глобус» с 1979 по 2007 год.

Родился в г. Калязине Калининской области. В 1938 году поступил в Театральное училище имени Щукина при Театре имени Евг. Вахтангова, в этом же году был зачислен во вспомогательный состав вахтанговской труппы. Окончил училище в 1942 году по специальности «артист драмы», сразу же был переведен в основной состав труппы театра.

В марте 1943 года был призван в армию и ушел служить на фронт. За заслуги перед Отечеством Владимир Матвеевич Федоров удостоен государственных наград: медалей «За оборону Москвы», «За взятие Вены», «За Победу над Германией 1941–1945», медали Жукова, медалей «Двадцать лет Победы», «Пятьдесят лет вооруженным силам», «Тридцать лет Победы», «Сорок лет Победы», «Пятьдесят лет Победы», «Шестьдесят лет Победы»; Ордена Великой Отечественной войны II степени, медали Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

После окончания Великой Отечественной войны уехал работать на периферию. Работал во многих театрах Советского Союза, в городах: Львов, Ярославль, Вологда, Мукачево, Даугавпилс, Гродно, Махачкала, Магнитогорск, Серов, Красноярск, Томск, Абакан, Ачинск и др. В ряде театров Владимир Федоров служил не только в качестве актера, но и занимался режиссерской деятельностью, в некоторых – занимал пост главного режиссера (Абаканский областной драматический театр, Новосибирский областной драматический театр и др.).

Почетное звание «Заслуженный артист России» присвоено в 1994 году, звание «Народный артист России» – в 2001 году.

Всесторонне одаренный человек, он автор нескольких пьес, две из которых («Последнее свидание» (биографическая пьеса о судьбе русского писателя Ивана Тургенева) и «Василий Теркин» по поэме Александра Твардовского) в постановке Владимира Федорова входили в репертуар театра «Глобус».

За время работы в «Глобусе» Владимиром Матвеевичем Федоровым были сыграны роли в самом широком диапазоне стилей и жанров: Кошон, Ла Тремуй («Жаворонок» Ж. Ануя), Тимофеев («Соловьиная ночь» В. Ежова), Элизбар («Свободная тема» А. Чхаидзе), Гусаров («Акселераты» С. Ласкина), Лев Иванович («Не помню!» К. Икрамова), Лука Лукич Хлопов, Степан Иванович Коробкин («Ревизор» Н. Гоголя), Старик, Васин («Русские люди» К. Симонова), Пров Нилыч («Без страха и упрека» Г. Мамлина), Тургенев («Последнее свидание» В. Федорова), Отшельник («Тристан и Изольда» А. Бруштейн), Отец («Дальше – тишина» В. Дельмар), Панталоне («Счастливые нищие» К. Гоцци), Ветеран войны («Василий Теркин» А. Твардовского) и др. 

Владимир Матвеевич Федоров был подлинным хранителем духа русского актерства, он являлся одним из немногих представителей старой школы актерского мастерства, интеллигентный человек, актер большого дарования, раскрывающегося в разных эстетических системах и всегда на высоком уровне владения профессией.

Владимир Федоров, народный артист России, о театре и системе Станиславского

«Передо мной открылась великая книга жизни – ТЕАТР! Книга полная волшебства, книга загадок, подобных загадкам сказочной принцессы Турандот, книга полная драм и трагедий, фарсов, комедий и мелодрам. Эта книга до сих пор питает мое воображение, составляет смысл жизни. А жизнь коротка, Тургенев говаривал: „Жизнь – это маленькая красноватая искорка в огромном мрачном и безмолвном океане вечности”. Нужно торопиться, если что-то недосказано. Есть еще что сказать… Успеть бы…»

«Что такое система Станиславского? Научиться жить другим человеком. А что это значит? На самом деле мы совершаем поступки. Поступки диктуются предлагаемыми обстоятельствами. И в жизни, и на сцене то же самое. Из целого ряда поступков, которые совершает человек или персонаж в пьесе, вырастает характер человека. То есть как он действует – то ли он хитрит, то ли приспосабливается, то ли он идет в открытую... Надо понять, поверить в предлагаемые обстоятельства, надо понять мотивировку поступков, совершаемую действующим лицом. Чем же они вызваны?! Мне кажется, эта работа самая главная. Вот это и есть тайная сопричастность с образом. Я уверен, что по системе Станиславского можно играть всякую классику. В других системах нет смысла. Зачем? Когда уже открыт путь постижения искусства».

Григорий Гоберник, народный артист России, художественный руководитель Новосибирского тюза – театра «Глобус» (1992–1997): «Часто забывают, что, помимо профессий, в основе жизни театра есть круг понятий, вне которого культура просто не может существовать. В театрах, имеющих продолжительную биографию, я встречал носителей глубоких знаний, традиций и этики. В нашем театре есть несколько человек, обладающих уникальной „штучной” квалификацией, есть и те люди, без которых не могу себе представить культурную среду театра. Владимир Матвеевич Федоров и Анастасия Васильевна Гаршина – основа, без которой не может быть театр. Это профессионалы, люди высокой театральной и человеческой культуры. Владимир Матвеевич Федоров – мудрый хранитель наследия русского театра. С ним наша театральная семья ощущает себя полноценной».

Спектакли прошлых лет

Антигона
Пролог, Хор, Вестник
Беда от нежного сердца
Фадеев, швейцар, он же сторож департамента
Вишневый сад
Фирс, лакей, старик, 87 лет
Игра в джин
Версия вторая «Зима» / Веллер Мартин
Много шума из ничего
Отец Франциск, монах
Наш человек
Григорий
Танго и Болеро
В спектакле принимают участие
Чайка
Петр Николаевич Сорин, ее брат