Валерий Фокин

Валерий Фокин – народный артист России, лауреат четырех Государственных премий России, заслуженный деятель искусств Польши. Художественный руководитель Александринского театра в Санкт-Петербурге – с 2003 года. В составе Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству – с 2006 года. Президент Театрально-культурного Центра имени Вс. Мейерхольда – с 2011 года. Председатель Гильдии театральных режиссеров России – с 2012 года.
После окончания театрального училища им. Б. В. Щукина при театре им. Евг. Вахтангова (курс Б. Е. Захавы и М. Р. Тер-Захаровой), 15 лет работал режиссером в Московском театре «Современник». Обращался к произведениям В. Набокова, А. Вампилова, В. Розова, Э. Олби и других мастеров отечественной и зарубежной драматургии.
В 1985 году возглавил Московский театр им. М. Н. Ермоловой.
В 1975–1979 годах преподавал в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС), в 1993–1994 годах – в высшей Краковской театральной школе (Польша) и Токийском театре «Тоэн» (Япония). Вел мастер-класс на европейских режиссерских курсах в Испании, Швеции, Болгарии.
С 1988 года – председатель Комиссии по творческому наследию В. Э. Мейерхольда. В 1991 году был основан Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ). Со дня основания до сентября 2011 года Валерий Фокин был директором и художественным руководителем ЦИМ, с сентября 2011 года – является Президентом ЦИМ.
Спектакли в постановке режиссера идут на сценах США, Польши, Венгрии, Германии, Швейцарии, Японии, Франции.
За большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней.
В 2008 году удостоен Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» – специальный приз жюри «За возрождение Александринского театра». Награжден орденом «Глория Артис» – высшей государственной наградой Польши в области литературы и искусства. Стал лауреатом премии имени Вс. Мейерхольда и премии имени К. С. Станиславского.
Режиссер ряда кинофильмов и телевизионных фильмов-спектаклей.
Режиссерские работы в театре:
Ф. Достоевский «Чужая жена и муж под кроватью» (Театральное училище им. Б. Щукина, Москва, 1968);
В. Розов «С вечера до полудня» (Театральное училище им. Б. Щукина, Москва, 1968);
Л. Филатов «Время благих намерений» (Театральное училище им. Б. Щукина, Москва, 1969);
Н. Гоголь «Нос», Ги де Мопассан «Пышка» (Театральное училище им. Б. Щукина, Москва, 1970);
М. Рощин «Валентин и Валентина» (Театр «Современник», Москва, 1971);
А. Володин «С любимыми не расставайтесь» (Театр «Современник», Москва, 1972);
А. Вампилов «Провинциальные анекдоты» (Театр «Современник», Москва, 1973);
В. Розов «Четыре капли» (Театр «Современник», Москва, 1974);
М. Шатров «Погода на завтра» (Театр «Современник», Москва, 1974);
В. Розов «Четыре капли» (Театр им. Кохановского, г. Ополе, Польша, 1976);
Ф. Достоевский «И пойду, и пойду!..» (по мотивам повестей «Записки из подполья» и «Сон смешного человека») (Театр «Современник», Москва, 1976);
Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (ЦДТ, Москва, 1976);
Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» (Театр «Современник», Москва, 1976);
В. Шекспир «Гамлет» (Театр «Современник», Москва, 1978);
Э. Ветемаа «Монумент» (Театр «Современник», Москва, 1978);
А. Вампилов «Старший сын» (Театр им. Кохановского, г. Ополе, Польша, 1978);
А. Казанцев «С весной я вернусь к тебе» (Студия О. Табакова, Москва, 1978);
Ю. Семенов «Поиск 891» (Театр «Современник», Москва, 1979);
А. Осецка «Вкус черешни» (Театр «Современник», Москва, 1979);
К. Симонов «Мы не увидимся с тобой» (Театр «Современник», Москва, 1979);
Н. Гоголь «Ревизор» (Театр им. Ст. Ярача, г. Лодзь, Польша, 1980);
А. де Мюссе «Лоренцаччо» (Театр «Современник», Москва, 1980);
В. Гуркин «Любовь и голуби» (Театр «Современник», Москва, 1982);
Н. Гоголь «Ревизор» (Театр «Современник», Москва, 1983);
М. Мишин «Лица» (Государственный Театр миниатюр, Москва, 1983);
А. Вампилов «Старший сын» (Национальный театр г. Печ, Венгрия, 1984);
Э. Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?» (Театр «Современник», Москва, 1984);
В. Гуркин «Риск» (по роману О. Куваева «Территория») (Театр «Современник», Москва, 1984);
Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние» (Театр «Современник», Москва, 1985);
А. Буравский «Говори...» (Театр им. М. Ермоловой, Москва, 1986, Государственная премия РСФСР);
В. Дозорцев «Последний посетитель» (Театр им. М. Ермоловой, Москва, 1986);
Э. Радзинский «Спортивные сцены 1981 года» (Театр им. М. Ермоловой, Москва, 1986);
А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске» (Театр Хаюдза, г. Токио, Япония, 1987);
А. Буравский «Второй год свободы» (Театр им. М. Ермоловой, Москва, 1988);
В. Набоков «Приглашение на казнь» (Театр им. М. Ермоловой, Москва, 1989);
А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске» (Актерский театр, г. Сент-Пол, США, 1989);
Н. Климонтович «Идиот» (по Ф. Достоевскому) (Театр Хаюдза, г. Токио, Япония, 1989);
В. Набоков «Приглашение на казнь» (Театральный центр им. М. Ермоловой, Москва, 1990);
М. Горький «Васса Железнова» (Театр «Три-бюне», г. Штуттгарт, Германия, 1991);
Н. Климонтович «Бесноватая» (по роману Ф. Достоевского «Идиот») (Театральный центр им. М. Ермоловой, Москва, 1991);
Н. Гоголь «Женитьба» (Театр им. Ст. Ярача, г. Лодзь, Польша, 1991);
Л. Устинов «Змеиный остров» (Театр «Ам Ноймаркт», г. Цюрих, Швейцария, 1992);
«Мистерии» по мотивам работ скульптора В. Сидура (Московский театр под управлением М. Пекарского совместно с Центром имени Вс. Мейерхольда, Москва, 1992);
Н. Гоголь «Мертвые души» (Театр им. Ю. Словацкого, г. Краков, Польша, 1993);
М. Горький «Васса Железнова» (Высшая актерская школа, г. Краков, Польша, 1993);
Ф. Достоевский «Бобок» (Театр им. Ю. Словацкого, г. Краков, Польша, 1993);
А. Островский «Наш человек» (Театр им. Ю. Словацкого, г. Краков, Польша, 1994);
Н. Гоголь «Нумер в гостинице города NN” (ЦИМ, Москва, 1994, Государственная премия РФ; Национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль»; Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссура»);
Ф. Кафка «Превращение» (ЦИМ совместно с театром «Сатирикон», Москва, 1995, Специальный приз 32-го Международного фестиваля «БИТЕФ», г. Белград; Национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая мужская роль» – Константин Райкин; Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучший спектакль сезона»);
А. Вампилов «20 минут с ангелом» (Юбилей О. Табакова, Москва, 1995);
Н. Климонтович «Карамазовы и ад» (на темы Ф. Достоевского) (Театр «Современник», Москва, 1996);
«Анекдоты» (по повести Ф. Достоевского «Бобок» и пьесе А. Вампилова «Двадцать минут с ангелом») (Театр п/р О. Табакова, Москва, 1996);
Э. Радзинский «Последняя ночь последнего царя» (Театральное Агентство «БОГИС», Москва, 1996, Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучший режиссер»;
«Еще Ван Гог...» (по диалогам И. Савальева) (ЦИМ совместно с театром п/р О. Табакова, Москва, 1998, Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссура»;
А. Островский «Наш человек» (по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты») (Театр Польский, г. Вроцлав, Польша, 1998);
А. Чехов «Татьяна Репина» (Международный театральный фестиваль в Авиньоне (Франция) совместно с МТЮЗ, Авиньон, 1998);
А. Чехов «Три сестры» (Финский Национальный театр, г. Хельсинки, 1999, Специальный приз Х Международного театрального фестиваля «Балтийский дом»);
Н. Коляда «Старосветская любовь» (Театральное агентство А. Воропаева, Москва, 1999);
А. Чехов «Свадьба» (Театр им. Ст. Ярача, г. Лодзь, Польша, 2001);
«Антонен Арто. Анонс» (ЦИМ, Москва, 2001);
В. Семеновский «Арто и его двойник» (ЦИМ, Москва, 2002);
Эсхил «Семеро против Фив» (Дюссельдорфский драматический театр, Германия, 2002);
Н. Гоголь «Ревизор» (Александринский театр, совместно с ЦИМ, Санкт-Петербург, 2002, Государственная премия РФ, Национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль», Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»);
Ф. Кафка «Превращение» (Театральный Центр в Шизуока, Япония, 2003);
Н. Гоголь «Шинель» (Театр «Современник». Другая сцена, Москва, 2004, Национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинациях «Лучший спектакль малой формы» и «Лучшая работа художника» – Александр Боровский);
Ф. Достоевский «Двойник» (Александринский театр, Санкт-Петербург, 2005);
Н. Гоголь «Женитьба» (Центр искусств Арко, г. Сеул, Южная Корея, 2005);
Л. Толстой «Живой труп» (Александринский театр, 2006);
П. Чайковский. «Пиковая дама» (Большой театр России, Новая сцена, 2007);
Н. Гоголь «Женитьба» (Александринский театр, 2008, Приз прессы имени Леонида Попова 18-го Международного фестиваля «Балтийский дом»; Национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинациях «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая сценография»);
В. Леванов «Ксения. История любви» (Александринский театр, 2009);
В. Шекспир «Гамлет» (Александринский театр, 2010);
«Константин Райкин. Вечер с Достоевским» (сценическое переложение повести «Записки из подполья») (Театр «Сатирикон» им. А. Райкина, Москва, 2010);
«Ваш Гоголь» (Александринский театр, 2011);
«Литургия ZERO» по роману Ф. Достоевского «Игрок» (Александринский театр, 2012);
«Невский проспект. Городские этюды» (Александринский театр, 2013);
В. Леванов «Ксения. История любви» (Александринский театр, версия для историко-культурных заповедников России, впервые был показан на сцене Вологодского Кремля в рамках IIX Международного театрального фестиваля «Голоса истории», 2014);
«Маскарад. Воспоминания будущего» по драме М. Лермонтова «Маскарад» и одноименному спектаклю Вс. Мейерхольда 1917 г. (Александринский театр, 2014);
«Третий выбор» по пьесе Л. Толстого «Живой труп», вторая редакция спектакля (Александринский театр, 2015);
«Дороги». Режиссерская корректировка (премьера состоялась в рамках официального открытия Года литературы в Санкт-Петербурге на Новой сцене Александринского театра, 2015);
«Сегодня. 2016 - ...» по повести К. Фокина «Огонь» (Новая сцена Александринского театра, 2016);
«Троянки» по трагедии Еврипида (премьера состоялась на сцене античного амфитеатра Археологического парка Pausilypon в рамках театрального «Наполи фестиваль» (Napoli Teatro Festival Italia), в соавторстве с режиссером Н. Рощиным, 2016);
«Крокодил» (A Krokodilus) по рассказу Ф. Достоевского (Венгерский Национальный театр (Nemzeti Színház), Будапешт, 2016);
«Ваш Гоголь. Последний монолог» (Новая сцена Александринского театра, 2016);
В. Шекспир «Гамлет» (Международная версия, созданная для показа в театральном центре-заповеднике Тога, 2017);
«Швейк. Возвращение» по мотивам романа Я. Гашека (Александринский театр, 2018);
«Блаженная Ксения. История любви» по пьесе В. Леванова «Блаженная Ксения Петербургская в житии», вторая редакция спектакля (Александринский театр, 2018).