Марина Хорошевская, «Таймырский телеграф. Норильск»
Спектакль новосибирского театра «Глобус» стал финальным аккордом региональной программы «Золотая маска».
Финальная постановка региональной программы «Золотая маска» (фестиваль в Норильске прошел при поддержке «Норникеля») о честности, бескомпромиссности и умении дружить вызвала большой резонанс у норильчан. Спектакль «Мальчики» по повести Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер» неформально считают тинейджерским, однако и взрослая аудитория оценила его по достоинству.
В спектакле взрослые играют детей. Мальчишки дружат, дерутся, запускают змеев, сбивают их, обретают и теряют друг друга. В постановке молодежного театра «Глобус» новосибирский режиссер, автор литературной композиции и музыки Артем Терехин не ошибся, выбирая материал и демонстрируя особую, очень точную интонацию под условным названием «все мы родом из детства». Вместе с актерами он отвечает на вопросы: кто они, сегодняшние мальчики, и что заключено в этом образе, полном надежд на будущее.
Терехин создает аранжировку произведения советской поры, но это делает ее не «пыльной», а удивительно свежей, личностной. Мальчики, говорящие в спектакле о себе, говорят о каждом из нас. И неважно, из ХХ ты века человек или из ХХI.
При работе над спектаклем, которому скоро исполнится год, режиссер в многочасовых беседах проговаривал с артистами истории из их детства, детства их родителей. Создатели постановки про горячие сердца и юных запускателей воздушных змеев пытались найти рифмы, созвучные нашему времени. Оказалось, их немало.
«Мальчики» — абсолютно совместный продукт, — отмечает исполнитель роли Генки-младшего Александр Липовской. — Поначалу актеры даже сами музицировали на сцене. Режиссер придумывал мелодии к спектаклю, раздавал нам партии, но позже «развел» функции, пригласил музыкантов. Мы потом настояли: можно хотя бы на поклоне сыграем? Разрешил«.
Спектакль вызывает волну чувств, связанных с базовыми человеческими ценностями — дружбой, взаимопомощью, умением быть рядом, когда другому больно. Интересно, а сегодняшние мальчишки умеют дружить так же?
Александр Липовской считает, что мальчишеская дружба не исчезла, не изжила себя: без нее, говорит, невозможно сформироваться мужскому характеру, она самая крепкая, искренняя, и в ней больше всего проверок — люди взрослеют, разъезжаются, но все равно врастают друг в друга.
«У нас был тренинг, где мы вываливали личные истории, яркие впечатления, даже травмы, — рассказал актер. — Я говорил про свои каникулы в деревне: там у нас была банда, но распалась, и уже лет с 13 появились друзья, с которыми мы дружим до сих пор, больше 20 лет.
...Есть спектакли, где ты занят, но при этом немножечко сбоку. Тут все иначе. Репетиционный процесс был прекрасен: Артем (Терехин. — Авт.) нас так мощно организовал и так сплотил! Никогда еще мы так долго не разговаривали, не вспоминали, не придумывали».
Режиссер выбрал ход, когда одновременно с детским персонажем на сцене от лица автора существует его взрослое отражение — Генка-старший, уже изрядно поживший и настрадавшийся человек. Его играет артист «Глобуса» Владимир Дербенцев.
«Главный герой спектакля, юный Генка, задает вопрос своему альтер эго: а как ты стал мной? Вот я в себя и заглядывал, копался там. Мы в театральном учились у одного мастера: я выпустился, а Саша поступил. По жизни мы так и идем: я — старший, он — младший, такой способ существования сложился», — улыбается Владимир.
В спектакле много юмора и смешных, порой чуточку абсурдных сцен, но иногда, в особо драматичные и пронзительные моменты (встреча со слепым мальчиком Владиком, обретение верного друга, смерть прекрасного Яшки), на глаза наворачиваются горячие слезы. Где-то очень глубоко внутри словно то ли просыпаются старые забытые ощущения, то ли рождаются новые.