Ирина Ульянина, «Коммерсантъ»
Сегодня и
завтра в
новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» состоится премьера спектакля по
романтической сказке Юрия Олеши «Три толстяка», приуроченная к
началу весенних школьных каникул. В
нем главным положительным героям повезет меньше, чем на
страницах книги.
Поставила спектакль режиссер и драматург из Санкт-Петербурга Марина Гаврилова, которая не так давно воплотила на «глобусовской» сцене новогоднее шоу по собственному сценарию «Чудеса в лесном королевстве». «Три толстяка» — название для репертуара экс-тюза не новое, еще в 1975 году это произведение инсценировал бывший тогда главным режиссером Лев Белов, и его вполне успешный и традиционный спектакль, просуществовавший на сцене многие годы, увенчивался хэппи-эндом.
Госпожа Гаврилова перекроила его в угоду реалистичности: она считает, что современных детей не стоит оберегать от разочаровывающих сторон действительности, только тогда они задумаются о том, как превратить жизнь в сказку со счастливым концом. Режиссер нашла интересный ход и в трактовке центральных персонажей. Ее толстяки на самом деле — худые и молодые, они облачены в один костюм на троих, придающий им сходство с грозным трехглавым Змеем Горынычем. И значительность фигурам тиранов на поверку придает лишь власть, которой они наделены. В целом сценическое зрелище в известной степени оснащено цирковым антуражем, эффектами и трюками, музыкой, танцами, пением, органично вплетенными в ткань действия, но не отвлекающими от развития сюжета.
Спектакль получился колоритным и эмоциональным. Все занятые в нем актеры, среди которых оказались и участники той давней, первой постановки «Трех толстяков», репетировали с большим энтузиазмом и нескрываемым удовольствием. Процесс постановки режиссер начала со знакомства с примечательной историей написания сказки. Юрий Олеша был безвестен и беден, он только что переехал из Малороссии в Москву, устроился работать фельетонистом в газету железнодорожников «Гудок». Свои зубодробительные юморески подписывал псевдонимом «Зубило», а вечерами в тесной комнатке коммуналки развлекался тем, что сочинял романтичную, откровенно-лирическую сказку. Все его достояние составляли узкая железная койка и рулон дрянной, грязно-желтой газетной бумаги — роман «Три толстяка» написан на ее обрывках карандашом. Тем не менее, он произвел настолько сильное впечатление на Станиславского и Немировича-Данченко, что основатели МХАТа предложили Юрию Олеше сделать пьесу. Ее премьера состоялась в мае 1930 года, а вскоре после того в Москве был поставлен балет на музыку Виктора Оранского, а затем возникла добротная экранизация.
Впоследствии писатель признавался, что образ юной акробатки Суок ему навеяли собственные воспоминания периода учебы в одесской гимназии. На представлении цирка-шапито он пленился золотоволосой циркачкой. Искал встреч с ней после выступления до тех пор, пока с ужасом не убедился, что объект его мечтаний на самом деле вовсе не девочка, а весьма циничный мальчик... И все-таки силою таланта он опоэтизировал неосуществленную мечту.
Атмосферу премьерного спектакля «Три толстяка» задал главный художник петербургского Александринского (бывшего императорского) театра Александр Дубровин, придумавший выразительные костюмы и декорации, в которых бытовые предметы сочетаются с метафорическими. Художником по свету выступил Евгений Ганзбург, музыкальным руководителем — Иван Благодер (тоже приглашенные из Санкт-Петербурга), а постановку танцев осуществил хореограф Георгий Ерасек. Ведущие роли — храброго гимнаста Тибула, девочки Суок, избалованного наследника Тутти — исполнят Сергей Кисса и Сергей Мурашкин, Юлия Зыбцева и Денис Малютин. В массовых сценах заняты воспитанники студии пластики и студенты Новосибирского театрального училища.