Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Театральный маршрут от Урала до Дальнего Востока

3 Марта 2018
Юлия Щеткова, «Новая Сибирь»

Эксперты объявили афишу V Межрегионального фестиваля «Ново-Сибирский транзит».

Пятый фестиваль «Ново-Сибирский транзит», представляющий лучшие региональные спектакли двух последних сезонов, пройдет в Новосибирске с 22 по 30 мая 2018 года. Рассмотрев 105 заявок из театров Сибири, Урала и Дальнего Востока, экспертный совет отобрал в афишу 18 спектаклей большой и малой формы. Свои работы представят как уже знакомые новосибирскому зрителю труппы, так и те коллективы, встреча с которыми произойдет впервые.

«Ново-Сибирский транзит» проводится в Новосибирске с 2010 года и за время своего существования обрел репутацию одного из главных театральных форумов России. Фестиваль объединяет профессиональные драматические театры трех крупнейших регионов — Сибири, Урала и Дальнего Востока. «Территория нашего фестиваля огромная, — рассказывает председатель экспертного совета, театральный критик Олег Лоевский (Екатеринбург). — И театров на этой территории значительно больше, чем в Центральной России. Было огромное количество просмотров, поездок и перелетов. История того, как складывалась афиша, очень серьезная. Была проведена большая работа, как выложить этот пасьянс. И, слава богу, этот пасьянс сложился. Никто никого не зарезал, и никто ни с кем не поссорился и не затаился, что тоже важно. Афиша получилась интересной. Критерий отбора один: хорошие спектакли мы берем, а плохие не берем. Конечно, все мы — люди, и всем нам свойственно ошибаться, но мы — люди насмотренные. Мы смотрим по 300 спектаклей в год. Внутренние критерии, законы, понимание профессии, режиссерских неточностей и способов актерского существования — мы это все учитываем. Когда складывается большая афиша, конечно, работают эмоциональные воспоминания. Мы пытаемся их собрать. Мы все разные. У нас разные подходы к театру и разные вкусы. Это все тонкая материя, а как она соткалась и выложилась, вы увидите, посетив спектакли фестиваля. Там есть своя внутренняя драматургия, есть внутренние наши взаимоотношения, есть опыт каждого. И все это заложено внутри этого большого количества спектаклей».

Прием заявок на участие в фестивале продолжался с апреля по ноябрь 2017 года — и результат оказался впечатляющим. По традиции, самым активным из регионов стала Сибирь с 69 заявками. Урал и Дальний Восток подали в общей сложности 36 заявок. В шорт-лист конкурсной программы попало 18 спектаклей, большинство из которых создано молодыми российскими режиссерами. «Молодая режиссура — это уже не тенденция, а реальность, — поясняет Олег Лоевский. — Уходит старшее поколение. А дальше начинается демографическая яма. С 1989 по 2001 год режиссеры, которые выпускались в Москве и Петербурге, не шли в профессию, потому что времена были смутные и в театре нельзя были получать деньги. Люди уезжали за границу, уходили в бизнес, политику, в бандиты — куда угодно, лишь бы не в театр. Режиссеров 45-50 лет, которые должны были прийти сейчас к власти в театре, насчитывается всего восемь человек. Это яма. А потом появилось молодое поколение режиссеров, старшим из которых сейчас 38 лет. И их взаимоотношения с региональными театрами очень изменились по сравнению с советским и постсоветским временем. Раньше они боялись ехать в провинцию. Приходили к какому-нибудь известному столичному режиссеру и ждали, когда он их пригласит на постановку. Потом появились многочисленные лаборатории, которые позволяли уехать из столицы на неделю, сделать эскиз и задружиться с театром. Сейчас молодые режиссеры могут ставить как в Москве, так и где-нибудь в регионе. И дело не в деньгах или расстоянии. Им это действительно интересно. И наша фестивальная афиша это улавливает».

Важное тематическое направление юбилейного «Ново-Сибирского транзита» отмечает петербургский театровед Евгения Тропп: «Фестиваль традиционно представил какую-то невероятную афишу. И я завидую каждому зрителю, который будет все эти десять дней смотреть спектакли „вживую“. Мы не подбирали афишу специально тематически, но хочу обратить внимание на очевидный, сам собой сложившийся аспект. В разных формах и жанрах режиссеры работают с историей нашей страны.

Используя миф или документ, они ведут разговор о нашем прошлом. И, к сожалению, очень часто о прошлом тяжелом. О тех страницах, которые хочется иногда забыть, но на самом деле забывать не надо. Нужно обязательно возвращаться к ним. Тема искупления и покаяния безумно важна для оздоровления общества. И это хорошо чувствуют и осознают сегодня молодые художники, несмотря на то что получаются антиразвлекательные спектакли, которые требуют от зрителя трудной работы».

С этой точки зрения Евгения Тропп рекомендует обратить внимание на такие спектакли фестиваля, как «Папин след» Северного драматического театра имени М. Ульянова (Тара) в постановке Константина Рехтина, «Жди меня... и я вернусь» Норильского Заполярного театра драмы (режиссер — Анна Бабанова) и «Искупление» Омского академического театра драмы (режиссер — Алексей Крикливый). «Эти постановки рассматривают 1930–1940-е годы в Советском Союзе, — уточняет эксперт „Ново-Сибирского транзита“. — „Папин след“ рассказывает о страшной и трагичной истории поволжских немцев, которых депортировали в Сибирь. „Искупление“ останавливает внимание на послевоенной России, которой необходимо буквальное захоронение своих трупов, возвращение к памяти, своим мертвецам. „Жди меня“ поднимает тему Норильлага, но это не реквием, когда мы трагически скорбим о тех, кого потеряли, а фантасмагория, попытка открыть нашу память совершенно другими ключами и вернуть нас к событиям, которые прошли».

Новосибирск представлен в афише фестиваля тремя спектаклями: «Пианисты» в режиссуре Бориса Павловича на малой сцене молодежного театра «Глобус», «Я здесь» Максима Диденко в пространстве «Старого дома» и «Иллюзия», поставленная Филиппом Григорьяном в большом зале «Красного факела». К этим постановкам географически примыкает работа выпускника Новосибирского театрального института Сергея Чехова — спектакль «Лондон» Новокузнецкого драматического театра.

Традиционно в конкурсной программе «Ново-Сибирского транзита» примут участие спектакли екатеринбургского режиссера и драматурга Николая Коляды («Двенадцать стульев» в авторской инсценировке) и Минусинского драматического театра (фарс-драма по пьесе Михаила Булгакова «Последние дни», режиссер — Сергей Потапов). Второй раз в истории фестиваля представит свою работу Серовская драма (драма «Сучилища», режиссер — Петр Шерешевский) и впервые — Кемеровский театр драмы («Доходное место», режиссер — Антон Безъязыков).

Красноярский край отмечен в афише V Межрегионального фестиваля «Ново-Сибирский транзит» четырьмя постановками, среди которых «Пер Гюнт» Красноярского ТЮЗа, «Я. ДРУГОЙ. ТАКОЙ. СТРАНЫ» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина и «Мертвые души» театра «Поиск» из Лесосибирска. «Пер Гюнт» — это совместная работа режиссера Романа Феодори и художника Даниила Ахмедова, всегда предполагающая необыкновенно яркую и чрезвычайно острую форму, — анонсирует театральный критик из Челябинска Владимир Спешков. — Рекомендую обратить внимание на новый перевод Евгении Беркович. Это сегодняшний перевод человека, который находится в конфликте со взрослым миром, что присутствует в характере героя пьесы Генрика Ибсена. Спектакль «Я. ДРУГОЙ. ТАКОЙ. СТРАНЫ» поставил на сцене Красноярской драмы режиссер Дмитрий Егоров, судьба которого очень тесно связана с историей «Ново-Сибирского транзита». Его спектакли присутствуют в афише каждого фестиваля. Митя, по-своему, уникальный режиссер. Я не знаю другого режиссера его поколения (чуть моложе сорока), который бы так интересовался феноменом советского мифа, советским прошлым: что из этого живо, с чем надо прощаться, с чем надо прощаться смеясь, а с чем надо — плача. Этот спектакль — тоже диалог с советским мифом. Необыкновенный по форме спектакль-концерт в духе советских празднеств, в котором много игры, пародии и стеба. Город Лесосибирск появляется в афише «Ново-Сибирского транзита» впервые. Это маленький, но очень живой и творческий театр, а «Мертвые души» — спектакль особой формы, созданный на трех актеров, которые играют всех действующих лиц. И делают это очень убедительно«.

Театральный критик из Москвы Анна Банасюкевич советует обратить внимание на «Дознание» Хабаровского театра юного зрителя (режиссер — Михаил Тычинин) и спектакль «В поисках автора», созданный в рамках проекта «VR-Театр» продюсерского центра Баza (Тюмень): «Это спектакли, которые обычно играются в нетеатральном пространстве, как и предполагает жанр „сайт-специфик“, в котором они созданы. „Дознание“ обычно играется в гараже. В основе спектакля лежит немецкая документальная пьеса Петера Вайса, написанная по материалам судебного процесса над эсэсовцами. Отличает спектакль то, что зритель не просто активно вовлекается в действие, а непосредственно принимает участие в происходящем. „В поисках автора“ — это обработка известной пьесы Луиджи Пиранделло, выполненная драматургом из Анапы Юлией Поспеловой. Этот спектакль играется в кинотеатре и предлагает нам интересное совмещение современных технологий с театром как таковым. Его можно смотреть в режиме реального времени и при помощи 3D-очков. Таким образом, зритель сам выбирает фокус внимания и становится соавтором спектакля».

Не менее любопытным покажется театралам и национальный раздел фестиваля. Эксперты признаются, что всегда стараются добиться присутствия в афише спектаклей национальных театров, поскольку «Сибирь — многонациональная земля». Однако сделать это не так-то просто: ведь для широкого новосибирского зрителя нужна история или пьеса, которую они смогли бы понять, не зная традиций или языка другого народа. В афишу пятого «Ново-Сибирского транзита» попали два таких спектакля — «Гроза» Театра юного зрителя Республики Саха (Якутск) и «Полет. Бильчирская история» Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева. «Якутский ТЮЗ — новое имя для нашего фестиваля, — рассказывает эксперт форума, театровед из Перми Татьяна Тихоновец. — Сегодня „Грозу“ Островского ставит какое-то невероятное количество режиссеров. И ставит по-разному. В данном случае перед нами очень необычный, странный, свежий, не национально русский взгляд на „Грозу“. В какой-то мере очень экзотическое зрелище. Спектакль Бурятского театра — это вербатим, материалы для которого труппа собирала сама. Изначально театр хотел осветить совершенно другую тему и для этого выехал в экспедицию под Иркутск на берега Байкала. Они обратились к местным жителям, но те стали рассказывать о своем, о том, что их действительно волнует. А волнует их то, что спустя несколько десятилетий после строительства Братской ГЭС начали всплывать гробы с их предками. И они не знают, как с этим быть и что делать. И это было настолько мощное и сильное переживание у всех, кто там живет, что театр бросил тему, с которой приехал, и начал собирать материалы на тему волнующего местных обитателей вопроса. Так и сложился поэтический спектакль, с одной стороны которого идет линия „Прощания с Матерой“ Валентина Распутина, а с другой — реальные переживания и воспоминания коренных жителей».

Помимо конкурсной программы в рамках «Ново-Сибирского транзита» запланированы капустники, дискуссионные клубы, мастер-классы и круглые столы с ведущими театральными специалистами. Главной темой юбилейного фестиваля станет пешеход. «Транзит всегда ассоциируется с дорогой, — утверждает автор идеи и руководитель фестиваля Александр Кулябин. — У нас уже летали самолеты, ездили поезда, плавали корабли, теперь пришло время отдать должное пешеходам. Наш фестиваль отличается праздничной атмосферой, творческим единением, радостным и доброжелательным настроением. И каждый участник обязательно оставит свой след в истории форума. Зрителям же я настоятельно рекомендую посетить не один, а хотя бы три, пять, семь спектаклей. Только тогда вы сможете оценить и понять всю палитру того, что происходит в России сегодня».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272