Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Режиссер «Глобуса» Крикливый: «Мы не позиционируем себя как бульварный театр»

11 Января 2020

Беседовал Юрий Татаренко, специально для Тайги.инфо

Главный режиссер новосибирского театра «Глобус» Алексей Крикливый в разгар юбилейного сезона театра рассказал о планах на мюзикл по Егору Летову, почему в своих постановках не задействует приглашенных артистов, хватает ли в театре поэзии, почему режиссеру важно слышать свой голос и можно ли пропить мастерство.

Тайга.инфо: Вы ставили спектакли в Новосибирске, Красноярске, Омске. Означает ли это, что другие сибирские города недостаточно театральны иинтересны для режиссера Крикливого?

 Ни в коем случае! У меня нет никаких прав на такие заявления. С постановками дело вот в чем: мало ли, где я захотел поработать, нужно же, чтобы театру это было интересно. Я ни разу в жизни никуда не напрашивался. Но отказывать — такое бывало.

Конечно, когда ты приезжаешь в Омскую драму, ты сразу видишь: с этой труппой ты можешь реализовать свой режиссерский замысел по-максимуму. И в Красноярском драмтеатре сильно хорошая труппа, знаю о ней очень давно — это первый театр, где я начал работать. Профессиональная труппа не может возникнуть на пустом месте за один день. Происходит очень долгое накопление творческих сил театра. История особого микроклимата омской труппы — 50 лет, если не больше, причем там почти все корифеи еще живы.

Тайга.инфо: «Красный факел» и «Старый дом» периодически задействует приглашенных артистов, «Глобус» же — никогда. Почему?

 Все-таки думаю, приглашение артиста другого города или театра преследует конкретные творческие цели. У нас были случаи сотрудничества с артистами вне труппы. Это происходило в момент, когда наши молодые актеры физически и человечески еще не подросли до определенных ролей. Приглашение же медийного лица нужно, наверное, для рекламы театра, что тоже неплохо. Но, мне кажется, нам стоит больше заниматься своими артистами — чтобы они хорошо играли, чтобы спектакль случился. В труппе «Глобуса» уже есть московская артистка — Людмила Трошина. Пока этого достаточно.

Тайга.инфо: Есть немало крылатых выражений, которые имеют отношение и к театру. В том числе: «Нет пророка в своем Отечестве», «Публика дура», «Мастерство не пропьешь»...

 Пропьешь, пропьешь! Легко.

Тайга.инфо: А с какими другими устойчивыми заблуждениями вам приходится сталкиваться на работе и в жизни? Как боретесь с ними?

 А что значит «Публика дура»? То есть «Ставлю как хочу»? В региональном театре очень важно, чтобы зрители не уходили со спектакля. Хотя нет никакой гарантии, что он случится. В «Глобусе» я не видел ни одного режиссера, который бы заявил: «Ну, это мы одной левой сделаем!» Все хотели хорошего результата. У нас есть спектакли, которые, скажем так, лично мне не близки, но я уважаю вложенный в них труд. Что-то странным образом пользуется успехом у публики — что ж, я уважаю мнение зрителя: возможно, получив положительные эмоции на этом спектакле, он придет и на другой. Безусловно, мы не позиционируем себя как бульварный театр. И мне было очень приятно услышать от столичного критика, что в «Глобусе» набран репертуар, который близок к совершенству.

Тайга.инфо: Спрошу по-другому. Что с дисциплиной в театре? На что можете закрыть глаза, кому не станете устраивать разнос? Насколько вы жесткий руководитель?

 Ну, я-то, конечно, добряк. Меня очень легко развести на сострадание, сразу начинаю переживать, верить, что причина что-то не сделать была очень уважительная. А еще же творческие люди так талантливо все делают. Безусловно, есть гигиенические нормы в профессии. Опаздывать на репетиции — очень плохо. Я не могу прийти куда-то не вовремя. И мы давно договорились с господами артистами: опоздал — выговор, опоздал снова — штраф.

Тайга.инфо: Было время, в «Глобусе» ставили именитые столичные режиссеры — Фокин, Морозов. Когда к нам на постановку приедет Богомолов или Женовач?

 Не думаю, что тот же Женовач сейчас вообще куда-либо приедет ставить — ему просто не до того. Да и Богомолову, который получил театр на Малой Бронной, тоже есть, чем заняться. Мне кажется, сейчас очень сильно изменился режиссерский ландшафт. Есть очень интересные режиссеры, пока не ставшие классиками. Но, уверен, страна о них скоро узнает.

Тайга.инфо: Репертуар «Глобуса» действительно довольно интересный и разнообразный — но хватает ли в нем поэзии?

 Не думал об этом. Поэтический спектакль или моноспектакль — это очень сложно. Есть спектакли по пьесам, написанных стихами: тот же «Учитель танцев» Лопе де Вега. Выучить стихотворный текст и находиться в поэтическом мироощущении — разные вещи. Не каждый умеет прожить стихи.

Тайга.инфо: А будут ли новые мюзиклы в вашем театре?

 Наша сцена располагает к таким явлениям, как мюзикл, и даже требует их. Поэтому после «Алых парусов» и «Робина Гуда» появилась «Черная курица», которая не мюзикл в чистом виде, но большой музыкальный спектакль. И мы планируем премьеру по песням Янки Дягилевой и Егора Летова.

Тайга.инфо: Кулябин, Афанасьев, Южаков, Прикотенко, Крикливый. Есть ли нечто общее у новосибирских режиссеров?

 У нас есть общее пространство города и то, как мы к нему относимся, что в нем делаем. Мы хорошо знакомы между собой и, надеюсь, уважаем друг друга. А взгляды на жизнь и театр как искусство у каждого свои. И это очень интересно.

Тайга.инфо: А можно ли считать неким трендом осовременивание классики?

 Мне кажется, нет такого тренда и заказа на него. Есть потребность художника войти в диалог с материалом, за который он взялся, и установить контакт с публикой. Театр не музей. Поэтому возникают современные костюмы и аксессуары, переписываются пьесы, что абсолютно нормально. Каждый режиссер выбирает из классики моменты, близкие именно ему. И это не тренд, а естественный процесс. Можно сделать костюмированный спектакль, но произносить классический текст все равно будет сегодняшний актер. Это просто поразительно, насколько радикально изменилась интонация! Мастера МХАТа говорили мясисто, четко, заколачивали словами гвозди — и как наивно, порой, это звучит сейчас.

Тайга.инфо: Вы приехали в Новосибирск около 10 лет назад. В какой момент перестали ощущать себя чужим в мегаполисе?

 В мегаполисе? А я и не ощущал себя так после пяти лет учебы в Москве. В Новосибирск у меня не было конфликтного входа, как мне кажется. До переезда сюда я поставил в «Глобусе» два спектакля, неплохо знал труппу и понимал, в какой театр прихожу.

Тайга.инфо: А на каких условиях согласились бы уехать из столицы Сибири?

 Как-то не думал о том, на что мог бы купиться и так кардинально изменить свою жизнь. Если возникнет внутренняя убежденность в необходимости заняться какими-то другими вещами, то буду честен перед самим собой. Интересный момент: у меня до сих пор нет своего жилья в Новосибирске, живу в служебной квартире. Так что предложение уехать на большие заработки, пожалуй, стоит рассмотреть. Но в какой город ехать? Это же крайне важно.

Тайга.инфо: Москва, Питер — а на что еще менять Новосибирск?

 Ну, хватит, это все пустые слова. Я вообще-то прилипчивый: у меня есть планы в «Глобусе», сейчас вот предложили набрать новый курс в НГТИ. Просветительско-образовательная зона очень интересна и важна. Во время работы на прошлом курсе в нашей мастерской собралась замечательная коллекция педагогов. Быть в творческой команде и в театре, и в институте — особое удовольствие. Не уверен, встречу ли я где-то еще людей, с кем будет так же хорошо и продуктивно.

Тайга.инфо: Актер-интеллектуал — это уже миф?

 Отчего же? В Новосибирске несколько артистов, которых можно назвать интеллектуалами. Владимир Лемешонок, Лавруша Сорокин — умницы, с которыми интересно разговаривать. А Тамара Кочержинская чем вам не интеллектуальная актриса? Паньков и Басюра тоже очень умные. Да и среди молодых есть много пытливых, ищущих натур.

Тайга.инфо: В «Глобусе» постоянно что-то происходит — лекции, читки, мастер-классы. Как давно вы поняли, что театр это не только спектакли?

 Давно. Театру всегда нужны новые формы. Вот прошла лаборатория по подростковым пьесам, 4 из 10 довели до эскиза, два из них стали спектаклями. Вы меня спрашивали про заблуждения? Так вот то, что в театре мы только для репетиций и выхода на сцену — это заблуждение, которое может привести к катастрофическим последствиям. Жизнь вокруг меняется, и тебе надо меняться самому. На встречах с детьми я слушал внимательно все, что они говорили о театре, о проблемах, затронутых в пьесах. Один 14-летний мальчик сказал после читки: «Эта пьеса устарела, прежде всего, в языке». Новый зритель требует новых подходов: к себе, к искусству, к жизни в целом. И ведь это не вопрос подстройки под публику, это вопрос коммуникации.

Тайга.инфо: «Мастерская Крикливого и Панькова» появилась не так давно, но успела стать одной из самых интересных творческих площадок в городе. Как бы вы сформулировали художественное кредо «Мастерской»?

 Мы открыты для разного. В нашем пространстве нет какого-то одного стиля, жанра, направления. Ребята занимаются не только театром и перфомансами, но и выставками. «Мастерская» — мультикультурное пространство. Студия «Инклюзион», которая стала ее частью, тоже очень важная вещь. Она помогает преодолевать определенные барьеры и разрушает стереотипы внутри нас. Кроме того, резиденты развиваются как творческие личности, подкупает и их отношение к делу. Интересно наблюдать, как растут молодые режиссеры Полина Кардымон, Варя Попова. Режиссеру важно найти себя, услышать свой голос. Если сидеть и ждать, когда твой голос в тебе отзовется, или кто-то захочет вдруг его услышать, то ничего не произойдет — нужно постоянно работать. Другими словами, «Мастерская» — пространство для узнавания себя. И очень интересно, к чему приведет эта поисковая деятельность наших ребят.

Тайга.инфо: А как часто вы спрашиваете себя: «Кой черт меня понес на эти галеры»?

 Уже давно не трачу время на эту бессмыслицу. Делаю свое дело и несу ответственность за то, что происходит или не происходит с другими людьми.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272