Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Почти по Гоголю
Почти по Гоголю
18+
К Международному дню театра • 27 марта 2024 года
18+

Павел Харин: «Мы не ставим психологическую комедию, скорее – странный анекдот»

28 Декабря 2018
Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус»
12, 13 февраля 2019 года в 18.30 состоится премьера малой сцены «Глобуса» – «Путем взаимной переписки» по повести Владимира Войновича. Режиссер спектакля – заслуженный артист России Павел Харин – рассказывает об историческом феномене знакомства по переписке, роли случая в судьбе человека и странностях любви. 

 

– Для большинства людей имя Владимира Войновича прочно ассоциируется с приключениями солдата Чонкина. Почему вы обратили внимание не на этого популярного персонажа, а на незнакомого широкому читателю Ивана Алтынника из повести «Путем взаимной переписки»?

– У Войновича много замечательных произведений, которые мне интересны. Литературоведы называют сержанта Алтынника предтечей образа Чонкина, есть у них пересечения в характерах. Ванька же в чем-то фольклорный дурак. Репетируя, мы открываем в этой истории элементы сказочности, русского фольклора. Повесть я прочел в журнале «Дружба народов» еще в 1989 году. История мне сразу понравилась, запала в душу, потому что, мне кажется, в свое время она многих коснулась. Мои родители, например, так познакомились – по переписке. Вообще, знакомства по переписке – целый исторический пласт взаимоотношений между мужчиной и женщиной в нашей стране. Думаю, кто-то из зрителей вспомнит своих родителей, родственников, а кто-то увидит себя.

– В повести события разворачиваются в 50-х годах прошлого века. Но сам автор говорил об актуальности произведения сегодня. Правда, с одной оговоркой, что на смену почтовым письмам пришел интернет.

– В интернете можно дурить. А там дурить не совсем получилось, потому что произошел нормальный человеческий контакт, встретились мужчина и женщина. Хотя некоторые и сейчас так делают: посылают собеседнику не свою фотографию, а в итоге при встрече люди оказываются совсем другими. В нашей истории – герои в письмах чуть-чуть врали. Людмила – о своем возрасте. Иван на себя наговорил, что сирота, хотя, как пишет автор, это не имело к нему никакого отношения, он рос в нормальной семье.  Безобидное вранье, которое привело к такой вот… любви.

– Нас ждет спектакль о любви?

– Да, но любовь какая-то странная. Несколько корявая, не очень возвышенная. Но настоящая. Людмила любит нашего героя очень сильно, она действительно не может без него жить. Алтынник хоть и завирака, но не подлец. И мы здесь встречаем абсолютно нормальные женские желания – быть матерью, рожать детей, чтобы был мужчина рядом. У героини нелегкая судьба – после смерти любимого она почти четырнадцать лет прожила одна. И тут появляется парень, который ей очень нравится. Конечно, она не хочет его потерять, хочет реализоваться как женщина.

– Встреча героев – это случайность или закономерность?

– У автора есть объяснение: так сложилось. Дело случая. Иван и Людмила вообще могли не встретиться, ограничиться перепиской, если бы не его командировка. Он поехал туда через станцию Кирзавод и еще одну станцию, где живет хроменькая Наташа. Он дал  телеграмму сразу двум женщинам, на всякий случай. Он выбирает, и этот вопрос выбора – не проще гамлетовского: быть или не быть? В конце концов, он же влез в эту историю, его затянуло, он остался. И дальше был ряд случайных событий, спровоцировавших их близость, да и всю дальнейшую совместную жизнь.

– А нет ли нотки печали в том, что юный Алтынник, мечтавший совсем о другой жизни, благодаря этой встрече так и не смог осуществить свои планы?

– В истории есть немного грусти, но мы не хотим делать наш спектакль печальным. Я понимаю серьезность проблемы, когда загублена судьба какого-то ученого. Но Ваня –  не Ломоносов, не Эйнштейн, он не одарен какими-то талантами. Он – просто любитель пофантазировать. Для него неважно получить, скажем, профессию, главное – чтобы диплом был. Алтынник же не хочет быть специалистом, мастером. Ну да, судьба его изменилась. Но мне кажется, что в итоге все выиграли, и прежде всего – дети героев.

– Можете ли вы определить жанр спектакля?

– Наверное, комедия. Но мы не ставим психологическую комедию, скорее – странный анекдот. И тут нужно еще раз сказать о фольклорном элементе в повести. Недаром у Ивана случайно все происходит, на развилке нескольких дорог. Ведь он же мог не ехать в командировку. Или не останавливаться на станции. Но вот он попадает в этот странный заброшенный городок Кирзавод. А там вообще жизнь идет необычная – время там словно замерло, остановилось. Такой сказочный островок, отрешенный от большого мира. И люди, живущие в нем, – странные оптимисты. Но при всей бытовой неустроенности, бедности, проблемах они нормально живут, а чего слезы лить?

«Путем взаимной переписки» – добрая история. И мы пытаемся сделать так, чтобы на сцене это было рассказано интересно, захватывающе, с какой-то интригой. Нам важно сыграть спектакль весело, по-доброму, узнаваемо. Ведь для артистов в материале заложены неплохие возможности, здесь есть что играть.  

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272