Лисистрата
20
июня четверг
18:30
20 июня 18:30 · четверг
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Игроки
21
июня пятница
18:30
21 июня 18:30 · пятница
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Макулатура
22
июня суббота
18:00
22 июня 18:00 · суббота
Макулатура
18+
Малая сцена нуар-пародия Чарльз Буковски
18+
Cabaret
23
июня воскресенье
18:00
24
июня понедельник
18:30
25
июня вторник
18:30
23 июня 18:00 · воскресенье
24 июня 18:30 · понедельник
25 июня 18:30 · вторник
Cabaret
18+
Большая сцена мюзикл Джо Мастерофф, Джон Кандер, Фред Эбб
18+
Art
23
июня воскресенье
18:00
23 июня 18:00 · воскресенье
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Сказка о рыбаке и рыбке
25
июня вторник
18:30
Премьера
Премьера
25 июня 18:30 · вторник
Сказка о рыбаке и рыбке
6+
Малая сцена Александр Пушкин
6+

Новосибирской культуре нужны новые мысли, новые инициативы, новые подходы!

17 Августа 2020

Марина Кондратьева, leaderstoday.ru

«Глобус» первым из новосибирских театров 10 сентября открывает свои двери для зрителей. Татьяна Людмилина, ранее руководившая «Глобусом» 13 лет, была вновь назначена на эту должность 7 августа. Её возвращение совпало с возвращением учреждений культуры к «нормальной жизни» после карантина. А это значит, что новый сезон обещает быть особенно ярким.

LT: В каких условиях будет проходить показ спектаклей после открытия театра? Удастся ли создать для зрителей праздничное настроение с учётом действующих ограничений?

ТАТЬЯНА ЛЮДМИЛИНА:В данный момент все решения мы принимаем в соответствии с рекомендациями, актуальными на сегодняшний день, а именно: рассадка зрителей в шахматном порядке, что соответствует 50% заполняемости зала. Недавно прозвучало мнение Аллы Маниловой, заместителя министра культуры Российской Федерации, о том, что до конца лета в Роспотребнадзор могут быть направлены на согласование другие рисунки рассадки: 60/40 или 70/30. Для нас это, конечно, было бы глотком свежего воздуха. Но пока никаких распоряжений на этот счёт не поступало, а это значит, что большой зал «Глобуса» сейчас может принять ровно 250 зрителей с соблюдением всех санитарных мер. Маски, санитайзеры, современная система вентиляции, специально разработанная для общественных пространств — технически у нас всё готово.

Если даже людям других профессий, с иной внутренней органикой трудно сидеть в четырёх стенах, то для человека искусства это настоящее испытание

Что касается готовности творческой, то репетиции, кастинги, планёрки с режиссёрами идут полным ходом. На днях наш режиссёр Иван Орлов, уезжавший на неделю в другой город, чтобы выпустить там спектакль, сказал мне: «Татьяна Николаевна, я вернулся и увидел, что всё повернулось на 360 градусов. Театр работает в совершенно новом темпоритме — все так соскучились по работе!» И это понятно. Если даже людям других профессий, с иной внутренней органикой трудно сидеть в четырёх стенах, то для человека искусства это настоящее испытание. Актёры живут реализацией своих творческих возможностей, и достичь этого можно только выходя на сцену, играя спектакли, обмениваясь энергией с залом. К сожалению, с марта мы были всего этого лишены, и какое же счастье, что на сцену возвращается жизнь! Я уверена, что радость долгожданной встречи артистов со зрителем на завоевавшем «Золотую маску» спектакле «Пианисты» не омрачат никакие ограничительные меры.

Какие события ждут нас в новом сезоне?

Первая премьера у нас состоится 23 и 24 сентября. Документальный спектакль «Танго морген, танго пли» готовился к показу в честь 75-летия Победы. Может быть, вынужденное продление военной темы у кого-то и не найдёт отклика, но мы относимся к этой постановке очень трепетно — это наш долг перед ветеранами и возможность ещё раз вместе со зрителем эмоционально пережить знаковую для страны дату. 21 октября труппа «Глобуса» наконец отметит 90-летие театра. Напомню, что праздник по этому случаю должен был состояться ещё в апреле, но я думаю, что юбилейный вечер «Без десяти сто» на большой сцене театра станет достойной наградой за почти полугодовое ожидание. Ещё одна премьера октября — спектакль для подростков «Доклад о медузах» по книге американской писательницы Али Бенджамин. Интересно, как справится с постановкой молодой новосибирский режиссёр Ольга Обрезанова. 12+ — самая сложная аудитория, переживающая возраст отрицания всего и имеющая доступ к любым формам современного искусства.

Ну, «Глобус» молодёжь считает крутым театром.

Потому что мы приучили её к этому своими постановками. Большим прорывом в работе с «рискованным» возрастом много лет назад был мюзикл «НЭП», в основу которого легла «Педагогическая поэма» Макаренко. Многие тогда удивлялись: «ну кто пойдёт на этого Макаренко?» Но мы облекли произведение в форму, интересную молодёжи, внедрили туда нужное нам содержание: вопросы воспитания, дружбы и так далее — и 12 лет спектакль шёл с аншлагами. На «НЭП» ходили семьями, классами, компаниями, поодиночке — на тот момент мы выполнили историческую миссию по приобщению к театру огромного количества тинейджеров. Дальше они пошли на «Вестсайдскую историю», на «Алые паруса», на «Робин Гуда», а потом они придут на наши драматические спектакли.

Творческая модель «Глобуса» представляет собой объединение разных художественных стилей, школ, направлений: русская и зарубежная классика, сюжеты советской эпохи, современная драма — для взрослых, детей, молодёжи. Есть ли в этом разноплановом репертуаре что-то, что вы считаете визитной карточкой вашего театра?

Нам в последнее время близок жанр мюзикла. Для наших мюзиклов мы всегда выбирали интереснейший драматургический материал, специально заказывали музыку, либретто, приглашали к работе лучших постановщиков, хореографов, исполнителей. К большому счастью, долгие годы главным дирижёром театра «Глобус» был Алексей Анатольевич Людмилин, который вставал к пульту и своим талантом, своим профессионализмом собирал спектакль в единое целое. Какой бы сложный проект ни задумывался, мы точно знали: Алексей Анатольевич всё сделает как надо, и это будет не просто шоу, где всё гремит и сверкает, а целое музыкальное произведение, в котором мы услышим элементы симфонии или, скажем, джаза. Увы, Алексея Анатольевича больше нет, но есть огромное желание сохранить его наследие. Мы уже обсудили идею нового спектакля, который во второй половине сезона выпустит Алексей Франдетти, двукратный лауреат «Золотой маски». У нас свои танцевальная и вокальная студии, свой симфонический оркестр. Мы надеемся, что музыкальные традиции «Глобуса» найдут новое продолжение и, может быть, обретут новое звучание.

За время карантина театры нашли новые способы коммуникации со зрителем. Люди с удовольствием смотрели онлайн-читки, домашнее репетиции, записи спектаклей. Как вы думаете, приживутся ли такие творческие формы?

Живое искусство не заменит ничто. Как ничто не заменит и возможности увидеть, коллекцию онлайн-спектаклей «Метрополитен-опера» или запись постановок Дмитрия Чернякова на главных сценах мира (Дмитрий Черняков — оперный режиссёр, многократный лауреат премии «Золотая маска», дважды лауреат первой ежегодной международной премии The Opera Awards 2013 — прим. ред.) Но всему есть логический предел, и если форс-мажор оправдывал такое количество онлайн-трансляций, то сейчас этот тренд явно идёт на спад. Хотя, безусловно, некоторые проекты найдут своё продолжение в социальных сетях как способ творческого развития актёров.

В интервью нашему журналу министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева отметила, что, вынужденные ограничить наполняемость залов, театры будут искать новые площадки для показа своих спектаклей — например, актовые залы школ в отдалённых районах.

Самое время вспомнить наш проект «Театр шаговой доступности», созданный много лет назад, когда я работала директором «Глобуса» первый срок. Уже тогда было понятно, что наш город настолько велик, что не всегда удобно ездить на спектакли с окраин. Поэтому мы стали выезжать в Дома культуры, расположенные в отдалённых районах. В свою бытность директором Новосибирской филармонии я продолжила этот проект, но уже под названием «Концерты шаговой доступности». И с момента моего нынешнего назначения 7 августа мы уже побывали в нескольких школах города, где есть просторные, хорошо оборудованные актовые залы. Пока речь идёт об образовательных проектах для старшеклассников и литературных чтениях для младших школьников. Если мы найдём техническую возможность вывоза детских спектаклей, то обязательно это сделаем, чтобы люди могли сходить с семьёй в театр рядом с домом. Кроме того, до пандемии мы много ездили в область: каждый месяц взрослые и детские спектакли «Глобуса» шли в районных Домах культуры — зрители привыкли к нам и очень хорошо знали. Хорошо, если после карантина удастся возобновить эту практику.

Вы руководили «Глобусом» с 2001 по 2014 годы, потом шестилетий перерыв, и вот — возвращение в родной театр. Какие у вас ощущения?

За время моего отсутствия многое изменилась: новые актёры, новая административная команда, новая концепция составления репертуара. Я отношусь к этому с пониманием и уважением, поэтому вовсе не собираюсь махать шашкой за то, чтобы было «как раньше». Более того, я поддерживаю многие изменения, потому, что театр — это река, которая течёт непрерывно, и сегодняшний «Глобус» соответствует духу нашего времени. Он интересен современному зрителю, и это очень важно. Я являюсь доцентом Института культуры и молодёжной политики НГПУ, где веду два достаточно редких предмета: «Основы продюсерского мастерства» и «Основы маркетинга и менеджмента в культуре». За годы преподавания я получила бесценный опыт в общении с молодёжью и вижу свою миссию в том, чтобы после окончания института выпускники творческих специальностей не шли в продажи и мастера маникюра (как это часто бывает сейчас), а оставались в профессии. Культуре Новосибирской области сегодня как никогда нужны новые мысли, новые инициативы, новые подходы!

Не хочется никого обижать, но ведь в некоторых Домах культуры билеты до сих пор продают бабушки на входе. Выглядит душевно, но сколько билетов можно
продать таким образом — 20, 30?

В культурные учреждения должны прийти менеджеры с современным видением организации социально-культурной среды, чтобы эта среда соответствовала актуальным формам развития культуры. Не хочется никого обижать, но ведь в некоторых Домах культуры билеты до сих пор продают бабушки на входе. Выглядит душевно, но сколько билетов можно продать таким образом — 20, 30? За последние годы пути прихода зрителя в учреждения культуры кардинально изменились. Раньше люди специально ехали за билетами в кассу или заказывали билеты у официальных уполномоченных. Сейчас достаточно зайти на сайт театра и купить билет. Электронные продажи доминируют у всех передовых учреждений, и нужно распространять эту практику на всю социально-культурную сферу. А для этого необходимо привлекать людей с совершенно иной профессиональной философией.

Но это же другое поколение, у которого, возможно, есть хорошая техническая подготовка, но нет опыта.

Если руководитель захочет научить, он сделает это всегда! На первой после моего нынешнего назначения встрече с журналистами я говорила о том, что сейчас в Новосибирской филармонии работают четыре моих бывших заместителя из «Глобуса» — это люди, которых в своё время я брала на работу администраторами и довела до уровня замдиректоров крупнейшей за Уралом филармонии. Значит, такое возможно. Я понимаю, что никому не хочется брать людей совершенно другой формации, но если этого не делать, то в новосибирских Домах культуры так и будут продавать шубы и шторы. Молодость — это кураж, желание делать карьеру, решать сложные задачи. Я не налюбуюсь на новое поколение в нашей команде: они готовы отвечать на запросы руководства, но у них всегда есть своя позиция насчёт того, как сделать лучше. Для учителя нет большего счастья, чем научить своих учеников так, чтобы потом самому у них учиться, поэтому я счастлива и полна энергии!

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272