Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

«Не стало целого мира»: история игры и жизни ушедшего от нас новосибирского актёра Лаврентия Сорокина

26 Августа 2021

Алена Истомина, «Сиб.фм»

Коллеги отдавали ему свои гонорары, а поклонники собирали миллионы — артист несколько лет боролся с раком, но продолжал выходить на сцену.

В среду, 25 августа, после продолжительной болезни умер актёр новосибирского театра «Глобус», заслуженный артист России Лаврентий Сорокин. Его последняя работа на сцене — роль деда в спектакле «Одна абсолютно счастливая деревня», во время репетиций 60-летний актёр уже серьёзно болел. Спектакль должен был выйти 15 сентября, но теперь судьба постановки неизвестна. В самом «Глобусе» пока говорят, что «место Сорокина в труппе „Глобуса“ навсегда останется вакантным» — вопреки расхожему мнению о том, что незаменимых людей нет. Мастер сложной роли умного шута, импровизатор, преподаватель и образованный интеллигент, сочиняющий сказки, режиссёр — таким Лаврентий Сорокин запомнится новосибирцам и близким, называющим великого актёра Лавр и Лавруша. Журналист Сиб.фм Алёна Истомина собрала воспоминания друзей и коллег погибшего артиста, и оказалось, что главный талант Лаврентия Сорокина всё-таки в его доброте и невероятной эмпатии.

Норильский театр

В 1986 году выпускник Новосибирского театрального училища Лаврентий Сорокин сначала переезжает в Оренбург играть в драматический театр имени Горького, но вскоре его переводят в Норильский Заполярный театр драмы имени Владимира Маяковского.

Бывшие актёры этого театра вспоминают, что само знакомство с Лаврентием уже было чудом. Он каждого нового человека встречал с объятиями, вся труппа была очарована Лаврушей, особенно молодые актрисы.

«Он был волшебной личностью, — вспоминает своего друга актриса Мила Каевицер, — я очень рада, что этот человек встретился на моём пути, он показал мне скорее большие уроки его внутреннего мира. Умный, образованный, он целая планета».

Через девять лет Мила ушла в Красноярский театр Пушкина, Сорокин переехал в родной Новосибирск годом раньше. Но общение, звонки, переписки и встречи на каникулах продолжились, как и у всех. Кажется, что любой, кто попадал под обаяние Сорокина, был обречён с ним на вечную дружбу. Люди тянулись к нему, а он никогда никого не забывал и не упускал из виду.

«Лаврентий запомнился мне тем, что принёс мне CD-плеер и колонки, — рассказывает актриса Лия Возлюбленная. — Я прилетела в Норильск из весеннего Краснодара, скучала по дому и семье... Так бывает, молодая актриса после института, обычное явление. И он мне, незнакомой девочке, сделал такой подарок».

Коллеги вспоминают, что Сорокин был наблюдательным и всегда мог злободневно подшутить. В театре он не только играл, но сочинял сказки и капустники. 

«До сих пор никто не может заменить Лавра и все помнят его как талантливого, классного, творческого человека, — признаётся актёр Александр Глушков. — Он много очень курил, очень! Он даже когда писал материал, переносил мысли на бумагу, забывал, что у него в руке сигарета, которая тлела до фильтра и сжигала пальцы, он этого даже не замечал. Он не мог отвлечься и рождал просто шедевры».

Актёры постоянно шутили над тем, как Лаврентий писал, с сигаретой в зубах или в руках. Часто сигареты даже во рту тлели до фильтра и пепел засыпал всего артиста: рубашка, брюки, пепел был повсюду. Коллеги шутили: «Лавр, ты горишь на работе». Но, кажется, Сорокин и не мог по-другому.

«На ходу, сидя, лёжа, в туалете, на сцене, процесс его никогда не кончался, он всегда был в мыслях своих, и потом рождались гениальные работы и роли. Он талант!» — уверен Глушков.

От «Красного факела» до «Глобуса»

В 2006 году актёр вернулся в Новосибирск, там он сразу устроился в труппу «Красного факела». В это же время актёр стал участвовать в мероприятиях, проходивших в кабаре-кафе «Бродячая собака», — стёб-арт студия «ХА!МЫ!», «Открой Рот», литературные чтения.

«Мы познакомились с Лавром незадолго до открытия „Собаки“, я тогда ему сказал, что вот именно такое лицо должно быть у „Собаки“: весёлое, ироничное, драматичное, поэтичное. За всё это время Лаврентий ни разу не дал повода сомневаться в моём мнении», — рассказал журналисту Сиб.фм создатель «Бродячей собаки» Юрий Евдокимов.

Через четыре года Сорокин перешёл в молодёжный театр «Глобус», где он вырос от премий «Золотая маска» и «Парадиз» до звания заслуженного артиста России. А как иначе? Если Сорокин умел влюбить в своего героя, будь то хоть отъявленный подлец, в котором прячутся все мужские пороки из драмы графства Осейдж, хоть неудачливый путешественник с нарицательной фамилией Несчастливцев. И кто, кроме Сорокина, бы смог исполнить лучший монолог-пророчество, стать рупором великого фантаста Брэдбери в экспериментальном спектакле «Послезавтра»? Кто, кроме Сорокина, бы смог так беспощадно словами оголить все пороки рода человеческого? Актёр менял ритм, переходил от гротеска в эпос, зашвыривал зрителей правдой, такой, что хочется закричать, оправдываться, закрыться... И признать правду героя Сорокина. Вот только жаль, что таких монологов больше не будет.

Елена Истратова познакомилась с Сорокиным, когда он только начинал свой творческий путь. Тогда она не могла представить, что эмоциональный, «подвижный, как ртуть», но, безусловно, остроумный и также, безусловно, талантливый «актёр Павлуша» станет таким мастером и дойдёт до такой глубины.

«Его успех в Новосибирске был предсказуем ещё в Норильске, — рассуждает Елена. — Его работы ещё перед отъездом были такого высокого класса, он на таком подъёме уехал в Новосибирск, что было очевидно — он на взлёте и не остановится. Я безумно любила, как он читал стихи. Мне не кажется, так не читали, так до мельчайшей детали не умели проникать и интонировать смысл поэтического текста даже самые признанные в этом жанре актёры. Когда читал Лаврентий, даже в самом знакомом тексте он умел найти такие точные акценты, интонации, столько вложить своего, особого понимания, что меня пробирал озноб. У него был невероятный вкус и способность открывать первоклассные, но порой малоизвестные стихи. А теперь читаю его ленту и плачу».

Но признание коллег и безоговорочная любовь зрителей не изменили Сорокина в главном — в его человечности. Он остался всё таким же внимательным к окружающим. 

В 2016 году Виктория Буго только устроилась на работу в «Глобус», впереди — первые гастроли с труппой в Санкт-Петербурге. Девушка почти никого не знала. Утро, Виктория идёт на сбор к театру, откуда труппа поедет в аэропорт. Звонит Лаврентий.

 Ты где? — спрашивает актёр.
 Иду по мосту. 
 Я сейчас тебя заберу. 
«До сих пор помню свой шок от того, что меня везёт великий артист, — рассказывает Виктория. — По пути рассказывал истории про Питер. И мне стало нестрашно! Лаврентий Анатольевич — это ещё и про лавины заботы. А ещё он как-то пошёл учить английский к моей подруге и, приходя, всегда говорил: «Привет, я Лоуренс!»

Режиссёр и хороший отец
Сорокин был доцентом кафедры «актёр драматического театра» Новосибирского театрального института, там он проявил себя как терпеливый и спокойный педагог, заслуженный артист много работал с молодёжью и за стенами института.

«Мне повезло поработать вместе с Лавром, учиться у него, — рассказала актриса Дарья Емельянова. — К сожалению, это было совсем недолго. Но ничего кроме слов благодарности за этот период сказать не могу. Невероятный человечище, невероятный актёр! Учитель и в полном смысле мастер сцены. Спасибо, что случился для всех нас. Очень жаль, что так недолго мы имели возможность вдохновляться рядом с ним».

В 2014 и 2015 годах Сорокин попробовал себя в роли режиссёра, выпустив в родном театре на малой сцене спектакли «Трое в лодке, не считая собаки» и «Макулатура». Оба этих спектакля не только закрепились в репертуаре малой сцены «Глобуса», но и полюбились зрителям.

С последним спектаклем Сорокину удалось невероятное — показать на сцене истинного Буковски, без пошлости и мата. И превратить проходной роман классика грязного реализма, задуманный самим Буковски как пародия на бульварные детективы для домохозяек (в Америке и тогда хватало своих Дашек Донцовых), в душевную трагикомедию, цепляющую своей искренностью.

Театр, студенты, творческие эксперименты, куча друзей — удивительно, но с таким ритмом жизни у Лаврентия всегда оставалось время для семьи. 

«Он жён своих всех любил, со всеми потом дружил, всем помогал всегда, — утверждает близкая подруга Сорокина, актриса Мила Каевицер. — Это редкое качество в мужчинах. Он всё оставлял своим женщинам и потом помогал не только им, но и об их мамах заботился. У него не было врагов. Он никогда не обижался, потому что у него был такой интеллект, который несовместим с обидой».

У Лаврентия остались трое детей — взрослые сын и дочь и 14-летний младший сын Гоша. С Григорием их часто видели в «Капитале», где они вместе выбирали книги.

«К Гоше он относился как к маленькому котёнку и ради него жил, — продолжает Мила. — Мог сорваться и побежать домой, потому что надо супчик Гоше приготовить. Он так боролся за себя и цеплялся за жизнь, потому что боялся Гошу оставить. Он говорил, что должен сам его вырастить, обожал этого своего маленького Гошу».

Шесть лет борьбы, театр и последние дни с родными

В декабре 2014 года Сорокин пришёл в больницу с жалобой на слабость в теле и кашель. Сначала актёра лечили от туберкулёза, затем от бронхиолита, наконец, врачи отправили звезду «Глобуса» на КТ — у него оказалось новообразование в правом лёгком размером с кулак. Был объявлен сбор и актёр поехал на операцию в Берлин.

Казалось, чудо произошло и актёр смог победить коварную болезнь. Но через год всё вернулось, только теперь опухоль появилась и на левом лёгком. Несмотря на болезнь, актёр продолжал играть.

«После второй поездки в Германию он боялся выходить на сцену, вдруг не получится. Он отыграл спектакль, на следующий день на репетиции он вышел на сцену и упал. Решил, что это всё, это конец, — вспоминает Каевицер. — Спасибо режиссёру, который сказал: давайте ещё раз. Лавруша отыграл спектакль от начала до конца. И ему сказали: „Лаврентий, ты гений“. Тогда он поверил в себя. Хотя он боялся за своё состояние, но продолжал выходить на сцену».

Вскоре пришлось снова объявить сбор средств в поддержку актёра — тогда, по словам Миллы, необходимо было собрать около пяти миллионов. В 2019 году новосибирские актёры перевели Сорокину свои гонорары. В том же году Лаврентий судил финал чемпионата «Страница 19. Сибирь» по чтению вслух.

«И девочка с Первомайки Даша Ломановская после того как проиграла этот финал, написала мне, что они хотят всеми финалистами записать видео в поддержку Лаврентия. В общем, они собрались и записали», — рассказал организатор чемпионата по чтению вслух Михаил Фаустов.

«Самое интересное, что Лаврентию было легко помогать, — продолжает Мила. — Для меня бы не нашли, несмотря на то, что я актриса, для другого какого-то человека тоже бы не нашли. А для такого как Лаврентий найти легко, потому что знали и любили столько людей... Он появлялся, и всё вокруг святилось. Вот я сейчас смотрю в его глаза на фотографии и мне до сих пор кажется, что эти глаза знают гораздо больше, чем все люди».

Друзья актёра вспоминают, что в августе Лаврентий будто чувствовал, что его скоро не станет — он всё чаще говорил про смерть, при встрече друзьям мог сказать, что это их последняя встреча. Артист умер дома, в окружении родных, за три недели до премьеры своего нового спектакля.

Одна большая история

«Всё теперь одна большая история. И понимаешь, что хотел бы знать Лавра лучше, чем знал», — заметил в беседе с журналистом поэт Андрей Жданов.

На странице актёра в соцсетях каждую минуту появляется новый пост с соболезнованиями, тёплыми словами и совместными фотографиями. Близкие актёра читают каждое сообщение — так легче, легче совсем ненадолго. 

«Удивительно, я сегодня весь день читаю высказывания людей о нём и страшно радуюсь сквозь слёзы тому, с какой искренностью о нём пишут и как высоко его оценивают», — рассказала Елена Истратова.

Мила Каевицер говорит, что не понимает, как все могут быть тут, а Лаврентий — где-то там, кому она теперь будет писать сообщения: «Лавруша, ты как?»

«Мне кажется, что он где-то рядом, что он нас не оставит, — уверена актриса. — Как мой сын мне сказал. Маленький, пять лет, когда увидел, как я плакала: «Мама, я когда вырасту сделаю лекарство, чтобы люди не болели, не умирали, чтобы их оживляли. И я оживлю твоего Лаврентия».

Напомним, что попрощаться с заслуженным артистом Лаврентием Сорокиным можно будет 28 августа в театре «Глобус» (Каменская, 1) — гражданская панихида пройдёт с 11:00 до 12:30.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272