Ольга Черкасова, «Dolce Vita»
Камелии
— роскошно красивые цветы без запаха. Страсть к
ним Маргариты Готье
— героини пьесы Дюма-сына
— заставила весь светский Париж называть цветочницу дамой с
камелиями.
Недаром Маргарита, известная французская куртизанка, выбрала именно камелии в качестве украшения на платье. Её жизнь была полна роскоши, но не любви. И только возвышенный Арман Дюваль зажег любовь в холодном сердце Маргариты. Печальная и, в принципе, банальная история любви... Почему же тогда она уже больше 150 лет (пьеса написана в 1852 г.) волнует нас? В чем секрет Маргариты? Об этом мы поговорили с Еленой Ивакиной, актрисой Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», исполнительницей роли М. Готье в пьесе А. Дюма «Дама с камелиями».
Утопающая в цветах
Dolce Vita: Елена, когда режиссер (Алексей Крикливый — режиссер Новосибирского театра «Глобус») задумал спектакль «Дама с камелиями», он именно вас представлял Маргаритой?
Елена Ивакина: Может быть, нескромно об этом говорить, но Алексей долго вынашивал идею этого спектакля, ждал, когда я профессионально подрасту. Это была затея не одного года. Он меня готовил к этому спектаклю, дал возможность актерам созреть, накопить жизненный опыт. И когда все звезды сошлись в одной точке, мы начали работать. Это была штучная история.
Это редкость, когда спектакль готовят для конкретного актера? Так в фильмах бывает, но чтобы в театре, слышу об этом впервые...
Вот такой счастливый случай, когда все соединилось: его желание и моя готовность создать тот образ, который ему представлялся, общие взгляды и предыдущий опыт. Наверное, потому и получился образ глубокий и объемный.
Если посмотреть беспристрастно, история Маргариты Готье довольно тривиальна. Премьера пьесы состоялась в 1852 году, однако до сих пор люди с удовольствием ее смотрят...
Все истории про любовь тривиальны. Любовь не банальна потому, что это самое сильное, самое невероятное, самое волшебное чувство. А здесь все же история про любовь. Не про страсть, не про похоть, а про любовь, настоящую, безумную, которая включает в себя и жертвенность, и все-все на свете. С одной стороны — идеальная, а с другой, может быть, невозможная, слишком переворачивающая душу. Неспокойная, выжигающая, но очищающая. Видеть, как блудница стала святой? Наверное, людям приятно на это смотреть. Думаю, что у них происходит то же очищение, что у Маргариты и Армана: то, что с их душами делает любовь. Мне кажется, эта история находит отклик в сердце каждого. Зритель пропускает через себя ситуации, задумывается, становится немножко другим, поэтому эта пьеса вечна. У нас в театре — бесконечные аншлаги. Это спектакль, который всегда идет с невероятным количеством зрителей, и всегда в зале звенящая тишина, будто люди впитывают каждое слово: не пропустить, не пропустить!
Мучимая желанием любви
А если бы сейчас какой-нибудь драматург написал подобную историю куртизанки — это было бы вульгарно?
Думаю, да. Сколько фильмов я видела на эту тему, но даже «Интердевочка» — совсем другая история. Сейчас это воспринимается, как грязь. Сегодня это просто повествования о женщинах, которые торгуют своим телом. Когда это в историческом отстранении, все совсем по-другому видится. Например, гетеры. Когда мы думаем о них, то выпускаем плотскую историю вопроса. Мы смотрим на это так: содержанка, женщина, которая не замужем. Она дарит свое общество мужчинам. Сегодня многое сводится к уровню секса, а это уже где-то за гранью искусства, я думаю так.
Да, Дюма, прежде всего, написал романтическую историю. Смотрела, как вы играете в «Даме с камелиями»: Маргарита — резкая, а затем ранимая, нежная. Вы какой видите Маргариту?
Она цветная, всякая. Просто сначала она максимально закрытая и защищающаяся, и этого агрессивная, готовая напасть прежде, чем ее ранят. Потому что её сердце по-настоящему истосковалось по любви. Она очень умна, отдает себе отчет том, как она живет, что с ней происходит. Невозможно открываться в этом мире. Вот это очень современно, когда люди, будучи чувствительными, нежными, какими-то по-особому прекрасными внутри, закрываются и становятся жесткими, неприятными. Потому что они много боли в жизни получают, им сложно живется. Мы придумывали, какая она —Маргарита — по временам года: сначала зима, потом весна, потом лето, потом осень, потом снова зима, и она умирает. Она перед нами в разных проявлениях женщины: грубо говоря, стерва, потом влюбленная, затем, как мать, жертвенная...
Режиссер жестко создавал образ, или он вам позволял этот образ лепить?
О, это было совместное творчество! Не было никакой жесткости, никаких границ, никаких рамок. Репетировали вначале втроем: режиссер, Арман (Дмитрий Шульга) и Маргарита. Достаточно большое количество времени мы разговаривали, потом пробовали. Образ рожден нами в сотворчестве. Мне режиссер подарил коробку бумажных носовых платков: это были и слезы Маргариты, и слезы мои, и когда получалось, и когда не получалось. Это было выстрадано, выплакано, выношено нами всеми. Режиссер очень умно направлял, он, наверное, знал, что хочет в результате получить, но я не была ограничена, было ощущение, что можно делать все. Я могла быть максимально искренней, максимально некрасивой, неправильной, такая хорошая безответственность.
Дмитрий Шульга играл удивительно пылкого Армана, а как вы считаете, современные мужчины могут быть такими горячими, способны ли они не на страсть, а на любовь?
Я уверена, что способны. Может быть, не всегда им удобно проявить чувство, но мне кажется, что большинство мужчин носят в себе эту пылкость, действительно настоящее и романтичное чувство. Как-то так устроена сейчас жизнь, что мужчина должен быть сдержанным. Искусственное ограничение: мужчина должен быть таким, а женщина вот такой. Но, по большому счету, все хотят любить и быть любимыми.
Жизнь изменилась, женщины стали практичными и деловыми. Способны ли современные дамы на то самопожертвование, которое было присуще Маргарите?
Сложная тема. В сердце каждой женщины это есть. Она Богом предназначена рожать, отдавать, потом отпускать от себя, душу вкладывать, жертвовать. В природе все это есть, но сейчас и правда чувства забиты ритмами, скоростями, навязанным общественным мнением об образе женщины. Думаю, от этого сердце страдает. Женщина, увы, часто не слышит свое сердце. Следует за советами журналов, которые пропагандируют уход за собой, заботу о себе. Такой культ себя любить, но в основном нам предлагают атрибуты, как это делать. Но на самом деле мы не знаем, как себя любить по-настоящему. Наверное, надо слушать сердце, а там все есть: любовь, жертвенность, искренность и все самое стоящее.
У вас есть своя философия?
У каждого человека есть своя философия. На данный момент — это моя самая главная роль, в ней соединяются мои философия и мировоззрение. И через этот спектакль я много переосмысливаю. И роль меняется. Спектаклю три года, и я вижу эволюцию нашего с Арманом прохождения этой пьесы. Если раньше у меня было больше слез, сантиментов, мне себя было жалко в какие-то моменты, то сейчас я понимаю, что двигаюсь куда-то дальше, и Маргарита становится более сильной.
Камелии, подобно деньгам, не пахнут
Маргарита — куртизанка, сегодня сказали бы — проститутка. Она окружена пороком, но почему она все же прекрасна? Возьмем, например, другую, добропорядочную женщину того времени. И она вполне может быть непривлекательной?
Маргарита — сильнейшая личность, и она позволяет себе быть куртизанкой. Не просто слепо живет, как животное; помимо порока, её окружает и красота, она ходит с камелиями. Ее падение — какой-то осмысленный акт. Добропорядочная женщина может быть слепой. Она живет так потому, что так жила ее мама. Существует себе и ладно, она не осознает свою судьбу. Поступки и жизнь Маргариты абсолютно осознаны. Она дает себе отчет во всем и потому сгорает...
P. S. 25 дней в году её камелии были белоснежными, а пять дней — кроваво-красными.