Алексей Кудинов, ОТС, VN.ru
Международный Рождественский фестиваль вышел на финишную прямую. Большая часть спектаклей и концертов уже сыграны. На сцене театра «Глобус» показали «Серёжу» Московского художественного театра имени Чехова, а в зале Каца — рок-концерт.
«Серёжа» Дмитрия Крымова — один из фаворитов грядущей «Золотой маски». Шутка ли — семь номинаций: лучший драматический спектакль большой формы, лучшие мужская и женская роли, работа режиссера... Плюс, благосклонная критика. В минусе могут оказаться лишь те зрители, которые ходят смотреть классику. В основе спектакля — «Анна Каренина», но трактовка нетривиальна.
«Надо знать режиссуру Крымова, которая не просто делает произведения, а вскрывает их своим языком. И тема нашего спектакля — он называется не „Аня“, не „Леша“, а „Серёжа“ — метафизическая и физическая потеря своих детей, своего поколения, которое мы не замечаем за эгоистическими взрослыми стремлениями. Мы просто пропускаем своих детей», — говорит актер Московского художественного театра имени А. П. Чехова Анатолий Белый.
Авторы спектакля подчеркивают — это не перенос на сцену романа Толстого, а, скорее, размышления о нем. Режиссер волен был добавить к хрестоматийной истории тексты Василия Гроссмана и Льва Рубинштейна, отказаться от части персонажей и даже поезда! А сына Анны и ее законного супруга Сережу и вовсе сделать куклой.
«Что такое классика? Кто такой Достоевский, Толстой, Островский? Это безумно живые, греховные, мятущиеся люди, которые сейчас для нас классики. Они висят в рамочке, непостижимы, с ними так и можно. Мне бы было очень интересно, если бы Толстой пришел к нам. Я уверена, он бы не сказал, что нужно обращаться, как с классикой. Он бы подошел и начал обсуждать, спорить, говорить „Да, да, да, вот так!“. Мне кажется, это был бы такой страстный разговор», — сказала актриса Московского художественного театра имена А. П. Чехова Мария Смольникова.
Непривычная классика и на другой фестивальной площадке. Но, если МХТ имени Чехова сыграл два спектакля, этот концерт — единственный. В этом году в обычной программе Рождественского фестиваля необычный участник — группа «Калинов мост». Легенды русского рока выступили на круглой сцене зала имени Каца и сыграли полуакустическую программу. Песен с вышедшего год назад альбома «Даурия» поклонники группы не услышали. Программа опиралась на хорошо известное, любимое, благо, у «Калинова моста» таких композиций немало.
«Совпало, что программа гармонирует с тем, что будет происходить. у нас полуакустический вариант, сидим на стульчиках, как пенсионеры. Подача более мягкая, лирическая, без ревущих гитар. Думаю, для этого зала соответствует реальности», — говорит участник группы «Калинов мост» Виктор Чаплыгин. Группа «Калинов мост» сегодня распылена по разным городам. Кто-то живет в Новосибирске, кто-то — в Подмосковье, в Караганде, Череповце. Сам лидер — Дмитрий Ревякин — уже давно столичный житель. Но этот концерт воспринимает, как визит на родину. И с удовольствием играет в камерной обстановке. «Мне очень нравится, как раз такие концерты больше всего и люблю. Нет возможности спрятаться за звук, еще за что-то. Что ты умеешь, то и умеешь. До Нового года мы играем акустические концерты. Это последний концерт, потому что после 11 декабря ничего не будет, а потом будем греметь, зычно сотрясать округу», — рассказал лидер группы «Калинов мост» Дмитрий Ревякин.
Рождественский фестиваль завершается уже в эти выходные. Публика еще увидит «Дядю Ваню» Воронежского камерного театра, поучаствует в танцевально-музыкальном воркшопе, спустится ночью в метро и послушает Михаила Плетнева с Российским национальным оркестром.