Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Ирина Керученко: «Рулетенбург сейчас правит нашим обществом»

15 Февраля 2018

Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус»

Друзья! 17, 18 апреля 2018 года на большой сцене театра «Глобус» состоится премьера спектакля «Игрок» по роману Федора Достоевского. Московский режиссер Ирина Керученко рассказывает о высоте классики, сбывшемся пророчестве автора и желании человека изменить свою жизнь по щелчку.

 В театре «Глобус» вы выпускаете вторую премьеру. Несколько лет назад обращались к тургеневской «Первой любви». Тогда у вас начался период русской классики. Судя по всему, он продолжается. Что вы находите в классических произведениях такого, чего не могут дать современные пьесы?

 В классике есть высота, есть связь с Богом, есть культура отношения мужчины к женщине, есть понятие прекрасного, есть изящество литературного слога. Темы у классиков философские, глубинные, про человека, про его природу, смысл его существования. А современная драматургия в основном занимается социальными проблемами и бытовыми проблемками. Мне скучно. Во что люди верят — про то и сочиняют, то ими и управляет в итоге. Кстати, об этом «Игрок».

 В чем для вас основная тема романа Достоевского?

 Федор Михайлович рассматривает во времени и пространстве каждого своего произведения развитие библейских заповедей. Одна из них: «Не сотвори себе кумира». И вот в «Игроке» мы видим Рулетенбург — вымышленный город, которого нет на карте. Туда съезжаются люди, чтобы веселиться, отдыхать, помериться друг с другом уровнем своего достатка, нарядами. Такое место для тусовок гламурного общества. Царство Денег. Эдакий Кайфовиль.

Что такое игра на деньги? Это желание изменить судьбу по щелчку, изменить свой жизненный статус. Т. е. заявление в небесную канцелярию, что я, имярек, не желаю быть бедным и трудиться в тех обстоятельствах, которые мне дала судьба, а хочу в секунду разбогатеть до уровня миллиардера. По сути, это спор с Богом, точнее опровержение планов Бога на тебя. Человек попадает в зависимость от своего желания и затем создает себе нового кумира. Кумиром способно становиться любое страстное желание: от обладания любимым существом до простого удовольствия вкусно покушать, не говоря уже о такой мощной энергии, как деньги. Обожествлять, как известно, можно только Бога, в противном случае наступает разрушение личности, духовная смерть. В этом произведении все сошли с ума. Буквально.

Федор Михайлович очень хорошо знал все нюансы игры и отношения между игроками, потому что сам был страшный, трагический игрок. Он проигрывал до самого донышка. Последние сережечки жены закладывал для того, чтобы словить это удовольствие от кайфа победы над судьбой. Когда по щелчку меняется твой статус. Меняется судьба.

 Насколько «Игрок» актуален для дня сегодняшнего?

 Конечно, это про наше время. Когда тряпочка в магазине стоит как ремонт в квартире — это безумие, о котором писал Федор Михайлович. В «Игроке» бешеные деньги выбрасываются в пустоту. Люди молятся на деньги. Все покупается за деньги. Отношения человеческие выстраиваются в системе: насколько человек богат — не богат, насколько способен купить тебе château (замок) или не способен. Если не способен — никаких не может быть любовных отношений.

Главный герой романа — Алексей Иванович — честно служит любимой женщине, которая совершенно его не воспринимает как претендента на ее руку и сердце. Она с ним «дружит», точнее манипулирует и корыстно использует этого мужчину для достижения своих желаний. В наше время полно таких роковых красавиц. Женская честь, мужская честь... ощущение, что эти понятия вообще ушли из нашей культуры. А такие философские категории как прекрасное и безобразное вообще не являются предметом размышления. Слово «совесть» — не актуально. Люди внаглую, корыстно, обманывая, зарабатывают в открытую на близких отношениях других людей. Это так страшно и грустно. Просто безнравственно.

Однажды я с композитором, который пишет музыку для спектакля, летели в командировку. Принимающая сторона — театр — купила билеты у авиакомпании, у которой места в салоне рядом друг с другом нужно оплачивать как дополнительную услугу. Об этом не подумали заранее. Когда мы попросили посадить нас вместе, представители авиакомпании ответили: невозможно, у вас нет этой опции. В салоне, где были свободные кресла, я попросила человека поменяться со мной местами, пришла стюардесса и в жесткой форме предупредила, что я обязана пересесть обратно, иначе у меня будут проблемы. Вы понимаете? Раньше этого не было. Авиакомпании тоже начали зарабатывать на близких отношениях людей. Это какое безумие! Насколько наше сознание перевернулось. Мне страшно, потому что дальше будет еще труднее, если у нас появляются компании, уничтожающие близкие отношения — родственные, дружеские, человеческие. Куда мы придем? Это то, против чего писал Достоевский. В «Кроткой» главный герой говорит в своем финальном монологе: «Люди, любите друг друга».

 Алексей на наших глазах попадает в игровую зависимость, даже любовь отступает на второй план, когда он садится за рулетку. А женщина, ради которой учитель решился изменить свою жизнь по щелчку, достать легкие деньги, — игрок?

 Нет, деньги — это ее цепи. Полина не игрок. Она обожествляет идеальные отношения. Это ее кумир. И она не способна пережить разрушительную ситуацию через француза Де-Грие — любовника, который не намерен на ней жениться. И если заемные деньги, которые француз ссудил отчиму Полины, впавшему в нежную страсть к местной куртизанке, он не получит в срок, то все имущество, описанное в векселе, перейдет к французу. Желание отомстить любимому — это симптом зависимости от отношений, идеала, любимого человека. Она ставит свои идеалы выше Бога. И эта зависимость сводит ее с ума.

 В романе один из ключевых, невероятно ярких персонажей — бабушка Полины, Антонида Васильевна. В театре — бенефисная роль, подарок любой актрисе. Насколько для вас важен этот образ?

 Бабушка — нравственный указатель. Она приезжает и всех нравственно обличает. И позволяет себе это делать справедливо, но совершенно по-хамски с точки зрения приличного общества. Невзирая на статус, титул. Если ты кого-то обличаешь, критикуешь, то часть тяжелой кармы переходит на тебя, так говорят ведические мудрецы. Соответственно, тебе дается прожить подобную ситуацию. Чтобы ты хотя бы приблизительно понял, что критикуешь. И сделал правильные выводы.

 Взяться в театре за тексты Достоевского — это ответственность?

 Это серьезный нравственный шаг. Для работы с его произведениями необходима четкая, здоровая жизненная позиция. Он ведь говорит о пороках, грехах человеческих. Через страдания очищает нас. Федор Михайлович — невероятный психолог. И пророк. Потому что Рулетенбург сейчас правит нашим обществом.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272