Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Было бы счастье

15 Марта 2023

Наталия Дмитриева, «Ведомости»

Режиссёр Нина ЧУСОВА — о терапии театром, мире Кустурицы и прививке от пресыщения.

НИНА ЧУСОВА
Один из самых известных театральных режиссёров России. Её постановки идут на сценах популярных театров страны. Окончила актёрский факультет Воронежского государственного театрального института, а затем режиссёрский факультет РАТИ (ГИТИС), курс Леонида Хейфеца. На сцене театра «Глобус» поставила спектакли «Женитьба» (2006) «Каштанка» (2008), «Коварство и любовь» (2011), «Алые паруса» (2012), «Робин Гуд» (2014).

Бальзаминов в поиске

 Получилась интересная история: я предложила театру на выбор много других произведений Островского, но после общения с труппой вдруг пришло понимание — будем ставить «Женитьбу Бальзаминова». И самое главное — наш фокус внимания сконцентрируется именно на третьей части трилогии, потому что она самая счастливая. Если в двух первых частях у нашего героя Бальзаминова со свадьбами ничего не выходило, и он проигрывал по всем жизненным пунктам, то в третьей он обретает долгожданное счастье. Очень хотелось создать форму, где мы следим за молодым обаятельным человеком, который ищет своё счастье, и вот, наконец, оно поворачивается к нему лицом — это будет послание всем зрителям: даже в самые турбулентные времена мы имеем право на своё счастье. Ключом к спектаклю стала фраза Бальзаминова: «Было бы счастье, остальное всё будет!».

Спасательный круг веры

 В отличие от многих сценических клише, наш Бальзаминов получился не карикатурным образом, а обычным человеком, который хочет быть любимым, богатым, успешным. Это же абсолютно нормальные желания, которые есть у каждого из нас, и они не являются чем-то стыдным! И вот это горькое непонимание Бальзаминова тоже свойственно нам: почему у меня ничего не получается, я же хороший человек! Одним словом, у нас получилось не сатирическое высказывание, а лирическое. И мне кажется, что сегодня очень важно дать людям надежду: верьте в свою мечту, и она сбудется. Ваше счастье, ваша удача всё равно к вам придут. Да, нас могут обвинить в утопизме и, наверное, в инфантилизме, но я точно знаю, что во все времена для человека спасательным кругом была детская вера в то, что счастье обязательно с ним случится. Мне, честно сказать, даже не хочется думать в направлении сатиры и карикатуры.

Мир Кустурицы

 У нас нет плохих персонажей. Да, у каждого из них есть свои поведенческие особенности и жизненные сценарии, и стереотипов в голове тоже хватает, но они все заслуживают чего-то хорошего. Они все находятся в трепете и надежде, что вот-вот с ними должно произойти что-то хорошее. А когда ты в это очень веришь, то оно — на твоём локальном уровне — и происходит. Вот вы в начале нашей беседы сказали, что моё творчество напоминает вам улыбку ребёнка, и отчасти вы правы, потому что этот спектакль — воплощение моих детских грёз во взрослой жизни. Все мы в детстве о чём-то мечтаем, к чему-то стремимся, потом неизбежно становимся взрослыми, скучными, забывая свои сокровенные желания. А наш спектакль — как раз про сокровенные желания и их возможность сбываться. Сегодня мы разбирали наш спектакль в музыкальном плане, и я вдруг поняла, что он похож на мир Кустурицы, когда радость, горе, веселье и грусть сплетены в один клубок под названием Жизнь. А какое счастье для актёров существовать в этом бурлящем пространстве, где можно поиграть всеми гранями своего таланта!

Привести к светлому финалу

 Я читала много трудов по психологии и пришла к выводу, что главная режиссёрская задача — сделать весь процесс терапевтичным — и для актёров, и для зрителей. Все участники процесса должны извлечь пользу: зрители — получить новую информацию и обрести надежду, актёры — раскрыть свои внутренние ресурсы. Уверена, что зритель должен выходить со спектакля с верой в жизнь, и неважно, что он смотрел — комедию или трагедию. В спектакле должно быть зашито что-то целительское, когда даже сквозь слёзы приходит информация о светлом и ободряющем. Вот недавно в Екатеринбурге выпускала «Маскарад»: казалось бы, хуже финала не бывает, но всё равно мы сделали сцену сумасшествия Арбенина как его выход в пространство откровения. Я всегда говорю, что если человек в конце жизни понимает, что в чём-то ошибался, то это уже его победа. Да, он в обывательском плане погибает, но в нравственном — приходит к свету и любви. И это ободряет зрителя. Вы знаете, я даже раньше переживала из-за своей этой особенности: я любую мрачную пьесу всегда приводила к светлому финалу. Не идёт у меня мрачный процесс, не получается. Видимо, внутри меня зашито это детское стремление к радости. Мне в последнее время кажется, что мир не умеет радоваться, он лишён этого равновесия между добром и злом, мы постоянно скатываемся в какие-то крайности. Наша жизнь — это уроки. И мне кажется, мы должны наконец-то понять, что жизнь прекрасна, и научиться радоваться ей. Радости есть место везде, даже в самых мрачных исторических моментах — писатели, режиссёры и художники во все времена говорили об этом.

Лечение искусством

 Я думаю, что художественный процесс в российских театрах — это всегда «зеркало наоборот» для тех процессов, которые происходят в нашей жизни. До недавнего времени мы жили в относительном спокойствии и материальном благополучии. Хочешь колбасы? Да пожалуйста! Духов французских? Покупай! Куча развлечений на любой вкус опять же. Я утрирую сейчас, конечно. Но мы жили в комфортном мире и постоянно потребляли. А сытое общество утрачивает важные навыки для выживания. И тогда искусство начинает провоцировать общество хтонью и «чернухой». Все эти мрачные картины, спектакли, фильмы — это такая прививка от пресыщения, своеобразный баланс. А когда у нас забирают наши привычные блага, и мы находимся в стрессовом состоянии в силу разных внешних обстоятельств, то искусство на это сразу откликается. Хочется сегодня не про «чёрное». Хочется искать более светлые смыслы. Мне кажется, что это как раз тот момент «мирового жизненного баланса». Кто-то может сказать, что такое «светлое» искусство сегодня неактуально, надо жечь сердца людей современной повесткой. Но я думаю, что, когда люди находятся в тяжёлой растерянности и в панике, искусство должно возвращать им целостность.

Всем нужен воздух

 Мои спектакли — это не вишенка на торте. Это те самые базовые коржи, та художественная основа, которая даст зрителю уверенность в себе. Люди искусства сегодня не должны удовлетворять своё эго, наша миссия — давать зрителю вселяющую в него надежду информацию. Я вижу, как люди сегодня идут в театры — все билеты раскуплены, всем нужно отвлечься от пугающих реалий. Им нужен воздух, чтобы вздохнуть полной грудью. Витамин, который укрепит социальный иммунитет. Я смотрю на свою дочь, которая учится в 11-м классе, она никогда так не любила театр, как сегодня. Молодёжь тоже в поиске новых смыслов, новых слов и новых дел. Сейчас на всех публичных людях огромная ответственность. И тут не до гордыни и «медных труб» — нужно чёткое осознание того, что ты делаешь и зачем.

СОБЫТИЕ
12 и 13 апреля на сцене театра «Глобус» пройдёт премьера спектакля «Женитьба Бальзаминова», приуроченная к 200-летию со дня рождения Александра Островского. Комедия «Женитьба Бальзаминова» (другое название — «За чем пойдешь, то и найдёшь») стала частью трилогии о молодом чиновнике Бальзаминове, в которую также входят пьесы «Праздничный сон — до обеда» и «Свои собаки грызутся, чужая не приставай». «Женитьба Бальзаминова» Нины Чусовой будет музыкальным спектаклем, где свои внутренние мысли персонажи исполнят в песенной форме. Музыку пишет Иван Замотаев — московский исполнитель, актёр, композитор, руководитель известного бэнда.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272