Юлия Щеткова, «Новая Сибирь»
С
января 2004 года вакантное место постоянного режиссера театра «Глобус» занял Алексей Крикливый, порадовавший новосибирскую публику лесной сказкой «Бемби» Феликса Зальтена и
городским романсом по
пьесе Оли Мухиной «Ю», который, без сомнения, стал самой яркой премьерой нынешнего сезона.
Ради предложения стать постоянным режиссером «Глобуса» Алексей Крикливый отменил на ближайший год постановки в других театрах страны, объяснив свой выбор особо теплым отношением к новосибирскому театру: «Я уже работал в „Глобусе“ и могу сказать, что этот театр очень приятен для меня. Не знаю, как объяснить, но „Глобус“ особенный уникальный, не похожий на другие театр. После Москвы и Петербурга „Глобус“ — один из лучших».
Не секрет, что 74-й театральный сезон «Глобус» открыл без главного режиссера. Однако руководство театра не спешило найти преемника Александру Галибину, занимавшему «кресло главрежа последние три года. „Главные режиссеры квадратно-гнездовым способом не растут и с периодичностью, необходимой для театра, не рождаются, — объясняла свою позицию директор „Глобуса“ Татьяна Людмилина. — Приглашать кого-то лишь бы только объявить, что у нас появился новый главный режиссер, я не имею морального права. Нам нужно подождать и не делать скоропалительных и необдуманных шагов. Может быть, это произойдет через месяц, может, через три“.
Не поспешил „Глобус“ и на этот раз: пока в названии должности Алексея Крикливого формулировка — главный» отсутствует. Со своей стороны новый режиссер объясняет это обстоятельство просто: «Я мало думаю о подобных амбициях. Работа главрежа — очень тяжелый труд, а я еще зеленый человек. К тому же очень сложно постоянно находиться в одном театре. Работы и без должности „главного“ достаточно. Когда ты приезжаешь в новый театр „на раз“, не вникаешь в детали. Ты занят только собой. А в данной ситуации все наоборот — мне приходится заниматься собой меньше всего — нужно вникать во все мелочи и не упускать ни одного нюанса».
В отличие от обязанностей главрежа, в задачи постоянного режиссера не входит формирование репертуарной политики театра: «Художественная политика формируется в зависимости от тех людей, которые приезжают работать в тот или иной театр, — говорит Алексей Крикливый, — я же как режиссер-постановщик занимаюсь другим. Пока я отсматриваю спектакли, делаю выводы и думаю, какой из них можно сделать еще более прекрасным без переделки материала. Нужно вплотную заняться детским репертуаром, поскольку он наиболее часто эксплуатируется в „Глобусе“. Конечно, не все сразу. Я набрал определенное количество спектаклей, над которыми и начинаю работать».
Говорить о результатах проделанной работы пока еще рано, однако, по словам Алексея Крикливого, глобальных изменений в спектаклях текущего репертуара не будет: «Я уже просмотрел некоторые „глобусовские“ спектакли: они, несмотря на разнообразие, очень крепки в профессиональном плане. Все спектакли сделаны уникальными художниками, причем на высоком уровне, который никуда не пропадет, поскольку в театре есть настоящая команда профессионалов. Моя задача — сохранить и развить то лучшее, что есть в театре, это ужасно сложно: нужно полностью погрузиться в то, что создали другие люди. У „Глобуса“ уже есть свое лицо, и менять все под себя было бы просто варварством».
Помимо работы с текущим репертуаром Алексей Крикливый планирует приступить к постановке нового спектакля, который пополнит афишу театра уже в нынешнем сезоне. Скорее всего, именно следующая работа покажет, сможет ли дорасти этот режиссер от очередного до главного.
Алексей Крикливый закончил Российскую академию театрального искусства (курс Леонида Хейфица), работал режиссером Красноярского театра имени А. С. Пушкина. Поставил спектакли: «ОдноврЕмЕнно» по пьесам Е. Гришковца, «Москва — Петушки» по повести В. Ерофеева, «Великолепный рогоносец» но пьесе Ф. Кроммелинка.