Всем кого касается
10
октября вторник
18:30
11
октября среда
14:00, 18:30
Игроки
10
октября вторник
18:30
10 октября 18:30 · вторник
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
октября среда
14:00, 18:30
11 октября 14:00, 18:30 · среда
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Ревизор
12
октября четверг
18:30
12 октября 18:30 · четверг
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
12
октября четверг
18:30
Золушка
13
октября пятница
18:30
13 октября 18:30 · пятница
Золушка
6+
Большая сцена Оксана Штанина
6+
Вишневые мартинсы
13
октября пятница
18:30
Пряничный домик
14
октября суббота
18:00
15
октября воскресенье
14:00
Учитель танцев
17
октября вторник
18:30
17 октября 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Розенкранц и Гильденстерн мертвы
18
октября среда
18:30
Великан Бобов
18
октября среда
18:30
18 октября 18:30 · среда
Великан Бобов
6+
Малая сцена детская комедия Даниил Хармс, Егор Зайцев
6+
Поллианна
19
октября четверг
18:30
19 октября 18:30 · четверг
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Шинель
19
октября четверг
18:30
19 октября 18:30 · четверг
Шинель
12+
Малая сцена Николай Гоголь
12+
Алиса в стране чудес
20
октября пятница
18:30
21
октября суббота
14:00, 18:00
20 октября 18:30 · пятница
21 октября 14:00, 18:00 · суббота
Алиса в стране чудес
6+
Большая сцена мюзикл для вашей семьи Глеб Матвейчук
6+
Трое в лодке, не считая собаки
20
октября пятница
18:30
Толстая тетрадь
21
октября суббота
18:00
21 октября 18:00 · суббота
Толстая тетрадь
16+
Малая сцена Агота Кристоф
16+
Звездный час по местному времени
22
октября воскресенье
18:00
Три мушкетера
2
ноября четверг
18:30
3
ноября пятница
18:30

Игры с классиками

10 Июня 2011
Эдуард Русаков, «Красноярский рабочий»

Хочу вкратце поделиться впечатлениями о двух спектаклях из гастрольного букета, подаренного нам, красноярцам, новосибирским театром «Глобус».

Казалось бы, «Женитьба» Гоголя и «Каштанка» Чехова — очень разные тексты, да и спектакли разные, объединяет их лишь то, что к ним приложила свою талантливую руку Нина Чусова — один из самых модных и изобретательных московских режиссёров. Ещё Мейерхольд и Вахтангов в начале прошлого века с революционным азартом играли с классиками то в прятки, то в поддавки, а уж в наше-то постмодернистское время, когда «всё смешалось в доме» Станиславского, трепетное отношение к классической драматургии и литературе окончательно вышло из моды.

И Чусова в этом смысле наиболее радикальна, о чём свидетельствуют поставленные ею в разных театрах спектакли: «Гроза», «Ревизор», «Крошка Цахес», «Коварство и любовь». Впрочем, если другие режиссёры-новаторы угрюмо загружают зрительское сознание сложными образами-метафорами, то Нина Чусова предпочитает воздействовать преимущественно на наши эмоции, чувства, обращаясь чаще всего к чувству юмора, которого многие её коллеги начисто лишены.

Она как бы заранее исходит из того, что мы, зрители, люди в общем неглупые и слегка начитанные (уж Гоголя-то с Чеховым наверняка читали, ну, «проходили» в школе, хотя бы), и поэтому сразу приглашает нас «поиграть с классиками», а правила этой игры каждый раз придумывает она сама. Тут ведь главное что? Чтобы не скучно было. А это она делать умеет. Ибо нет ничего тоскливее, чем скучный авангард — в литературе ли, в живописи ли, но особенно в театре.

Вот и в спектакле «Женитьба», где время действия нахально перенесено в позднюю советскую эпоху, мы не возмущаемся и не скучаем. Хотя видим на сцене типичный городской двор с дворником Степаном и бабками-сплетницами, телевизоры и холодильники в квартирах героев. Потому что и гоголевский текст сохранён, и дух классического шедевра не утрачен, и новых актуальных нот и оттенков хватает. Азарт режиссёра заразителен, и артисты тоже играют с детским азартом. Это касается и Вячеслава Кимаева (Подколёсин), и Ольги Цинк (Агафья Тихоновна), и Дениса Малютина (Анучкин), и Юрия Соломеина (Жевакин), для героя которого, отставного моряка, далеко не первый отказ невесты становится почти трагедией. Но особенно купается в роли Кочкарёва артист Илья Паньков, который прямо-таки с садистским наслаждением спешит накинуть петлю супружества на шею своего доверчивого друга.

Звучат в этом спектакле песни о роковой любви и современные озорные частушки, герои то и дело танцуют танго, и вообще хореографии и пластике придаётся очень большое значение. Как сказано в программке, за пластическое решение спектакля отвечает Юрий Катаев, который долгое время был ассистентом Нины Чусовой.

Режиссёрским дебютом Юрия Катаева стала «Каштанка», а Нину Чусову он пригласил быть художественным руководителем этой постановки. Её стиль тут чувствуется во всём, хотя отвечает она «только» за работу с актёрами, сценографию и костюмы. Всё те же краски, но в ещё большей концентрации — минимум текста, музыка, танцы, пластика. Игра света, вращающийся зеркальный шар, бумажные конфетти и мыльные пузыри... Яркое шоу для детей и взрослых. Жгучий шипучий коктейль из цирка, кабаре и «Фабрики звёзд», (которой по сути является труппа дрессированных зверюшек).

Всех зверей, разумеется, играют актёры. Особенно хороша Каштанка в исполнении Натальи Тищенко, и хотя её роль лишена слов, но как бурно реагируют сидящие в зале дети на каждую её ужимку, на каждое её рычание или тяфканье. Не так просто проникнуть одновременно в душу собаки и ребёнка, а ведь это — родственные души. И сама история потерявшейся Каштанки превращается вдруг на наших глазах в смешную и трогательную, поучительную и актуальную историю девочки-подростка, попавшей в мир шоу-бизнеса. Слава Богу, в финале Каштанка возвращается к своим прежним хозяевам, в бедном доме которых нет запаха успеха, а пахнет лишь стружками и столярным клеем.

Мои маленькие внучки дали высокую оценку этому спектаклю, а лучших критиков я не знаю.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!