Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

Между мысом радости и скалой печали

13 Декабря 2013
Ирина Ульянина, «Новая Сибирь»

Театр «Глобус» представил премьеру «Двенадцатой ночи» Шекспира, в которой кроме комедийного обаяния есть философские аллюзии и глобальные метафоры.

Полное название последней комедии Вильяма Шекспира «Двенадцатая ночь, или Что угодно», после нее великий драматург переключился на написание трагедий и исторических хроник. НАМТ «Глобус», выпустивший в последний день осени премьеру по Шекспиру, оставил сокращенное название «12 ночь» и сохранил настроение 12-й ночи, которая в череде рождественских праздников означает прощание с весельем. И в ней действительно есть все что угодно, многое из того, чего классик не прописывал, — странствия во времени, шутовские гэги, песни Вертинского, каламбуры начала прошлого века. Режиссер Елена Невежина взяла в соавторы драматурга Ксению Гашеву, объединившую пять существующих вариантов переводов пьесы, поправленных в свете актуальности языка и обильно дополненных цитатами. Мне показалось, что все же лучше, ярче всего звучали реплики Шекспира в канонических старомодных переводах, но, возможно, они так воспринимались именно из-за контекста.

Новый спектакль, поставленный Невежиной, как положено комедии, бурлит остроумием, но изобилует и серьезными месседжами, дуальными подтекстами. Получилось отнюдь не сугубо развлекательное зрелище, поставившее перед исполнителями ролей задачу, выраженную в формуле: «Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное — легким, а легкое — прекрасным», и они справились. Явили легкость бытия в предощущении, предчувствии катастрофы.

С катастрофы — кораблекрушения в бурю — и начинается спектакль, решенный в прологе и в финале пластическими, танцевальными формами (режиссер по пластике — Татьяна Безменова). Тот случай, когда лучше танцевать, нежели говорить, поскольку музыка композитора Романа Столяра более чем выразительна, фортепианные пассы в ней сменяются звучанием струнных инструментов, хватающих за душу, теребящих струны души. Кстати, как ни странно, именно музыкальные темы сильнее, чем слова и образы, отпечатываются в памяти, составляют своеобразное послевкусие от спектакля.

Сценограф Дмитрий Разумов создал оригинальную черно-белую декорацию, напоминающую купол парашюта или сферу упавшего на землю воздушного шара и одновременно паутины, в центре которой, в круглом проеме, постоянно менялись картинки — инь и ян, соединение мужского и женского начал, переливы морской пучины, всевидящее око и другие (видеохудожник — Дарья Кычина). Декорация сама по себе играла — ткань вздымалась волнами и создавала пространство для игры, — актеры прятались и плутали в этих «волнах», в зыбкой бездонности. Как ни странно, тканевая декорация утеплила огромную сцену, придала ей камерность, очень подходящую для интимных объяснений, для постоянно, динамично сменяющихся мизансцен, — у героев так часто меняются настроения, что темп прилива и отлива волн им соответствует лучше всего. А еще они возбуждают воображение своими экзотическими костюмами, уводящими в Юго-Восточную Азию, во всем полюбившиеся Таиланд, Индию, на острова в океане. В костюмах — полный интернационал, как нельзя лучше соответствующий сегодняшней открытости мира.

«Нет, человек не властен над собой! Пусть будет так, как суждено судьбой», — эта фраза, звучащая в начале второго действия, воспринимается лейтмотивом. По сюжету персонажи влюбляются, а те, кто не влюблен, все равно жаждут внимания, перемены участи, вмешательства судьбы. Премьера изобиловала крепкими, даже терпкими, пряными актерскими находками, удачами. Чтобы никого не обидеть, хочется перечислить всех исполнителей. Однако, положа руку на сердце... Мне более всех понравилась Оливия — красавица Ирина Камынина, искрившаяся токами эротического напряжения, неизбывного женского желания нравиться, пленять, — она создала как нельзя более точный рисунок образа. А по энергетике — безумной, зашкаливающей — выделился Илья Паньков, исполнитель роли Мальволио, над которым творили злые шутки, а он, однако, вышел из игры не посрамленным, не окончательным глупцом, а немым укором жестокости. Есть банальное устойчивое выражение — играл, как в последний раз, меньше всего хотелось бы его произносить, но заслуженный артист России Паньков реально играл предельно темпераментно, от его монолога в конце первого акта возник некий эмоциональный шок, история с разлученными близнецами, братом и сестрой, на его фоне померкла. Хотя то обстоятельство, что режиссер Елена Невежина обнаружила внешнее сходство между Максимом Гуралевичем и Анной Михайленко (игравшими Себастьяна и Виолу, разлученных волей стихии брата и сестру, близнецов), достойно отдельного «браво!» — иногда на сцене их в самом деле невозможно было различить. Тот случай, про который говорят: звезды сошлись.

Конечно, нельзя не отметить Лаврентия Сорокина в образе Шута — «дурак умно играет дурака» и «вечную гордыню нищеты». Он и произносит: «Артисты все, актеров — единицы», но в случае с «12 ночью» все актеры, все существовали в стройном ансамбле, явили мастерство в слаженной игре, завершившейся эмигрантским танго. Ибо куда ни поедешь, куда ни пойдешь, трудно найти пристанище мятущейся, неприкаянной душе. Мне представляется ценным в спектакле ощущение, что финал, happy end, прописанный Шекспиром, не сбудется, сила желаний окажется слабее безжалостного рока. Так и случилось — Елена Невежина радостно-ликующий финал с двойной свадьбой дополнила вторым финалом, лишенным слов, танцевальным, — все герои исполняют прощальное танго на корабле судьбы, увозящем в неведомое далеко, в неизвестность для незабвенности.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272