Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Взрослая девочка с душой ребенка

14 Января 2015
Яна Доля, «Честное слово»

19 декабря в новосибирском театре «Глобус» состоялся торжественный вечер, посвященный 100-летию (!) заслуженной артистки РСФСР Зои Булгаковой.

Природа наделила ее маленьким ростом, но большим сердцем. Оставаясь в душе ребенком, Зоя Федоровна играла детей — это амплуа травести. Она прославила родной ТЮЗ на всю страну, отказалась работать в Москве и осталась радовать новосибирских зрителей своими лучезарными ролями. Самая любимая в народе роль Зои Булгаковой — это Красная Шапочка. Актриса играла ее в четырех спектаклях, три из которых были возобновлены. Во время войны Булгаковой приходили письма от бойцов, которые писали, что сражаются за свою Красную Шапочку. В этом спектакле была сложная музыкальная партитура, но Зоя Булгакова, обладая прекрасными вокальными данными, справлялась с ней.

В середине XX века ее называли жемчужиной театра, а в XXI она уже стала легендой. Зоя Федоровна сыграла более 80 ролей для детской аудитории. Играть детей — это значит продлевать молодость, считает Зоя Федоровна. И она выходила на сцену до 55 лет, пока не почувствовала, что пора уходить, чтобы, не дай бог, услышать от зрителя: «Она же старуха, а играет детей».

Зоя Булгакова получала много писем от детей. Вот одно из них: «Дорогая Зоя Федоровна, я очень люблю Вас за то, как правдиво Вы показываете жизнь — какого-нибудь мальчика или девочки, все горести, радости и обиды. Когда мне было шесть лет, я посмотрела „Снежную королеву“. Потом я долго воображала себя Гердой. Я даже закапывалась в сугроб на обратном пути дороги, чтобы хорошенько представить, как я иду по северному полюсу в поисках исчезнувшего Кая».

Зою Булгакову детвора после спектакля ожидала на проходной будке. Дожидалась и провожала до самого дома. Дарили подарки. У Булгаковой была одна роль девочки, которая заблудилась в лесу и голодала. Так ребятишки во время антракта раскладывали на барьере сцены конфеты, печенье, булочки, чтобы накормить любимицу. Ее сценических героев воспринимали как реальных детей — такой сценической правдой обладала актриса. У нее была потрясающая органика, и дети писали, что в героях Зои Федоровны узнавали себя. Даже если на спектакль приходили непослушные дети, они проникались миром героини и превращались во внимательных зрителей.

Впервые на профессиональную сцену Зоя Федоровна вышла, будучи студенткой первого курса. Это случилось 27 апреля 1931 года. Зое Федоровне доверили крошечный эпизод без партнеров и дали роль восьмилетнего Альберта. Задачей было насмешить публику. Маленький Альберт наряжался в рыцарские доспехи, огромные не по рос-ту, и при этом он еще должен был играть и жонглировать мячами. В какой-то момент под рыцарскую амуницию попадает блоха, и Альберт, не имея возможности почесаться, хохотал и катался по сцене. Эпизод имел невероятный успех у публики, а пресса назвала Зою Федоровну способной студенткой.

Ленинградский педагог-режиссер Александр Александрович Брянцев — человек, которому театр обязан своим рождением, в свое время говорил, что для того, чтобы организовать детский театр, нужно иметь в труппе шесть или восемь травести. Зоя Федоровна была первой из первых и постепенно с годами передавала творческую эстафету поколениям других актрис.

Зоя Булгакова никогда не проговаривала авторский текст, а жила им. Зоя Федоровна открывала совершенно новую область — сказку. Ведь сказка до 1935 года была запрещена в детском театре. Она была объявлена идеологически вредным элементом в жизни ребенка. Потом сказка была разрешена. А как же эту сказку играть? И Зоя Федоровна стала главным интерпретатором художественной природы сказки, ее поэтического, фантастического художественного мира. Красная Шапочка и Герда в «Снежной королеве» стали неразлучными спутниками в ее творческой судьбе.

Работники театра приходили посмотреть на сцену встречи Кая и Герды и уходили со слезами на глазах: настолько это было трогательно.

Военное время заставило новосибирский ТЮЗ ставить спектакли и для взрослых. Зоя Булгакова перестала быть востребованной до поры, пока судьба не подарила ей встречу с режиссером Павлом Цейтнеровичем, который на сцене ТЮЗа поставил спектакль по сказке Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». Зое Булгаковой была доверена роль маленькой королевы.

Позднее, уже в Москве, Самуил Маршак увидел Зою Федоровну в этой роли и так был очарован ее виртуозной игрой, что решил увеличить объем роли и дописать текст. Именно в этом варианте он и вошел в золотой фонд драматургии для детей. И именно таким его играют сейчас во всех театрах страны.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272