Взрослая девочка с душой ребенка

14 января 2015
Яна Доля, «Честное слово»

19 декабря в новосибирском театре «Глобус» состоялся торжественный вечер, посвященный 100-летию (!) заслуженной артистки РСФСР Зои Булгаковой.

Природа наделила ее маленьким ростом, но большим сердцем. Оставаясь в душе ребенком, Зоя Федоровна играла детей — это амплуа травести. Она прославила родной ТЮЗ на всю страну, отказалась работать в Москве и осталась радовать новосибирских зрителей своими лучезарными ролями. Самая любимая в народе роль Зои Булгаковой — это Красная Шапочка. Актриса играла ее в четырех спектаклях, три из которых были возобновлены. Во время войны Булгаковой приходили письма от бойцов, которые писали, что сражаются за свою Красную Шапочку. В этом спектакле была сложная музыкальная партитура, но Зоя Булгакова, обладая прекрасными вокальными данными, справлялась с ней.

В середине XX века ее называли жемчужиной театра, а в XXI она уже стала легендой. Зоя Федоровна сыграла более 80 ролей для детской аудитории. Играть детей — это значит продлевать молодость, считает Зоя Федоровна. И она выходила на сцену до 55 лет, пока не почувствовала, что пора уходить, чтобы, не дай бог, услышать от зрителя: «Она же старуха, а играет детей».

Зоя Булгакова получала много писем от детей. Вот одно из них: «Дорогая Зоя Федоровна, я очень люблю Вас за то, как правдиво Вы показываете жизнь — какого-нибудь мальчика или девочки, все горести, радости и обиды. Когда мне было шесть лет, я посмотрела „Снежную королеву“. Потом я долго воображала себя Гердой. Я даже закапывалась в сугроб на обратном пути дороги, чтобы хорошенько представить, как я иду по северному полюсу в поисках исчезнувшего Кая».

Зою Булгакову детвора после спектакля ожидала на проходной будке. Дожидалась и провожала до самого дома. Дарили подарки. У Булгаковой была одна роль девочки, которая заблудилась в лесу и голодала. Так ребятишки во время антракта раскладывали на барьере сцены конфеты, печенье, булочки, чтобы накормить любимицу. Ее сценических героев воспринимали как реальных детей — такой сценической правдой обладала актриса. У нее была потрясающая органика, и дети писали, что в героях Зои Федоровны узнавали себя. Даже если на спектакль приходили непослушные дети, они проникались миром героини и превращались во внимательных зрителей.

Впервые на профессиональную сцену Зоя Федоровна вышла, будучи студенткой первого курса. Это случилось 27 апреля 1931 года. Зое Федоровне доверили крошечный эпизод без партнеров и дали роль восьмилетнего Альберта. Задачей было насмешить публику. Маленький Альберт наряжался в рыцарские доспехи, огромные не по рос-ту, и при этом он еще должен был играть и жонглировать мячами. В какой-то момент под рыцарскую амуницию попадает блоха, и Альберт, не имея возможности почесаться, хохотал и катался по сцене. Эпизод имел невероятный успех у публики, а пресса назвала Зою Федоровну способной студенткой.

Ленинградский педагог-режиссер Александр Александрович Брянцев — человек, которому театр обязан своим рождением, в свое время говорил, что для того, чтобы организовать детский театр, нужно иметь в труппе шесть или восемь травести. Зоя Федоровна была первой из первых и постепенно с годами передавала творческую эстафету поколениям других актрис.

Зоя Булгакова никогда не проговаривала авторский текст, а жила им. Зоя Федоровна открывала совершенно новую область — сказку. Ведь сказка до 1935 года была запрещена в детском театре. Она была объявлена идеологически вредным элементом в жизни ребенка. Потом сказка была разрешена. А как же эту сказку играть? И Зоя Федоровна стала главным интерпретатором художественной природы сказки, ее поэтического, фантастического художественного мира. Красная Шапочка и Герда в «Снежной королеве» стали неразлучными спутниками в ее творческой судьбе.

Работники театра приходили посмотреть на сцену встречи Кая и Герды и уходили со слезами на глазах: настолько это было трогательно.

Военное время заставило новосибирский ТЮЗ ставить спектакли и для взрослых. Зоя Булгакова перестала быть востребованной до поры, пока судьба не подарила ей встречу с режиссером Павлом Цейтнеровичем, который на сцене ТЮЗа поставил спектакль по сказке Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». Зое Булгаковой была доверена роль маленькой королевы.

Позднее, уже в Москве, Самуил Маршак увидел Зою Федоровну в этой роли и так был очарован ее виртуозной игрой, что решил увеличить объем роли и дописать текст. Именно в этом варианте он и вошел в золотой фонд драматургии для детей. И именно таким его играют сейчас во всех театрах страны.