Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Страсти по «Вишневому саду», или Герой нашего времени

4 Сентября 2003
Людмила Смирнова, «Новосибирские новости»

Московский режиссер Игорь Лысов поставил на сцене нашего «Глобуса» спектакль по пьесе Антона Чехова «Вишневый сад». Казалось бы, что тут может быть неожиданного? Это — классика и, как ни крути, классикой останется. Однако каждый художник имеет право на собственное прочтение творений великих писателей и драматургов, вот Лысов и прочел чеховскую пьесу совсем по—новому.

Достаточно сказать, что главным героем «Вишневого сада» стал Лопахин, а не Раневская или, скажем, Петя Трофимов, чтобы понять, что режиссер ушел от стереотипов и «притянул» пьесу к сегодняшнему дню. Обычно все, что происходит в пьесах Чехова, воспринимается как «дела давно минувших дней», и в лучшем случае зритель смотрит такой классический спектакль как иллюстрацию к школьной программе. Новая же трактовка «Вишневого сада» дает возможность испытать сопричастность к судьбам чеховских персонажей, которые, оказывается, ничем не отличаются в своих чувствах и поступках от нас сегодняшних.

Не скрою, меня эмоционально потряс спектакль и заставил размышлять о своем, о наболевшем. Что же до трансформации, которую претерпели знакомые со школьной скамьи персонажи, то, надо думать, и Раневская с ее «ахами» и вздохами, и Петя с его пламенной речью трибуна, зовущего в никуда, сегодня не более чем анахронизм. Тот, за кем будущее, и кого можно назвать героем нашего времени, конечно, Лопахин. Именно он делает дело и не распускает нюни, хотя только он среди всей этой «честной компании» и способен чувствовать сильно и искренне. Лопахин страстно пытается спасти Раневскую, храня в душе благодарность к милой женщине, приласкавшей его в детстве. За одно лишь доброе слово он готов отдать «вечному студенту» Пете Трофимову сорок тысяч рублей — просто так, потому что у него они есть. Так чем же он, простите, плох? И сам Чехов написал его именно таким — нужно лишь вчитаться в текст пьесы. А Петя Трофимов, которым нас учили восхищаться в школе, всего лишь болтун, который даже выучиться чему—то толком не может. Не зря же Чехов сделал из него «вечного студента», который вот уже пятнадцать лет все на лекции к профессорам ходит, а толку нет, кроме того, что он готов часами разглагольствовать на любую тему. Этот Петя, которого в спектакле Лысова мы видим смешным и жалким, почти карикатурным человечком, ничего умного и впрямь сказать не может. «Мы выше любви!» — восклицает он. Красиво звучит это лишь на первый взгляд, а если вдуматься, то большей глупости и быть не может. 
Да и Раневская от него недалеко ушла в своих пустых и фальшивых монологах. Режиссер сознательно снимает пафос кульминационной речи Раневской тем, что выводит на сцену девочку—подростка, которая во время тирады Раневской звучным пионерским голосом читает стихи. «Ходульные» мысли и чувства героини (ее в спектаклях по пьесе Чехова «Вишневый сад» всегда играли красивые женщины, вышибавшие слезу из зрителя сочувствием к своей персоне) на сей раз нашли адекватное воплощение. Время стало жестче и, если хотите, циничней. Ну а чувства истинные сегодня на вес золота. Потому и актриса, играющая Раневскую (Ольга Цинк), вынуждена отдать пальму первенства актеру, играющему Лопахина. Вот он—то — Евгений Миллер — и разбередит вам душу своими пылкими речами. И здесь пришла пора заметить, что в «Глобусе» зажглась и засияла новая «звезда» — актер Евгений Миллер. Зрители знают его по Фигаро в «Женитьбе Фигаро» и по другим ролям, но роль Лопахина в «Вишневом саде» показала и его мощный потенциал, и то, что он способен делать на сцене уже сегодня, — а это немало. Энергетика Миллера столь сильна, что отсутствие актера на сцене тут же ощущается — хочется, чтобы вышел поскорее и внес свою лепту в действие. Без него как—то пусто. Но ведь это не противоречит тому, что написано у Чехова. Надо лишь внимательней вчитаться! А если недосуг, так найдите время на посещение театра. «Вишневый сад» в постановке Игоря Лысова обязательно встряхнет вас эмоционально и даст возможность поразмышлять о сегодняшнем дне (а это всегда полезно).

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272