Ирина Тимофеева, «Ведомости»
В
последнее время зрители-скептики все чаще говорят о
том, что нынешний театр «Глобус» отдаляется от
сказки. Это и
так, и
не
так одновременно. Никто не
спорит, что основное детское направление театра со
сменой статуса было замещено молодежно-драматическим вектором. Но
при этом каждый год репертуар бывшего Театра юного зрителя пополняется, как минимум, одной детской работой. Например, к
концу нынешнего сезона на
афишах появилось еще одно название для подрастающих новосибирцев. Это долгожданный спектакль «Белоснежка и
семь гномов», над которым работала постановочная группа из
Москвы.
Интервью на троих
Режиссер-постановщик Анна Трифонова, режиссер по пластике Людмила Попова, автор костюмов и декораций Ирина Ютанина — таким составом они делают уже второй спектакль. После «дрессировки светлячков, пчелок и бабочек», то есть репетиции с участием артистов детской студии пластики, они изрядно устали и не успели почаевничать. Но с искорками в глазах рассказали о своем новом «ребенке».
Вообще-то Анна Юрьевна, выпускница режиссерского факультета РАТИ, не специализируется на спектаклях для мальчишек и девчонок. Она ставила и «Грозу» Островского, и «Трехгрошевую оперу» Брехта, и «Лисистрату» Аристофана, а сказок в ее творческой копилке до сегодняшнего момента не было. Если не считать «Дитя и волшебство», поставленную в Дубне, где исполнители не самой легкой оперы Равеля — можете себе представить — прыгали, бегали и даже летали...
Лозунг «Танцуют все!» в постановочной группе воплощает Людмила Попова. Ее первый визит в наш город состоялся в 1979 году. Тогда она приезжала в качестве балетной актрисы именитого театра пластической драмы Мацкявичуса. Сейчас Людмила Васильевна балетмейстер, причем такой, о котором коллеги отбываются очень тепло. Вот, например, слова Анны Трифоновой: «Она учит, как использовать тело для продления эмоций, как сыграть телом. При этом пластика не привносится извне, а берется из резервов самого человека. Она не дает актеру уйти от себя. Движение может быть неправильным, не по классической школе, но оно осмысленно, наполнено духом, в нем нет академизма, запущенности. Людмила Васильевна подсказывает простые вещи, и у актера сразу все получается».
Сценографическим элементом нового спектакля занимается художник Ирина Ютанина. В художественном облике «Белоснежки», исходя из ее видения, будет наиболее уместна стилистика детского примитивизма. «В оформлении мы опирались на работы Неро. Это абстрактность, фантазийность, наиболее близкая к детскому сознанию. Сцена оформлена по принципу детского конструктора. Или даже так: по принципу раскладной книжки-сказки», — объясняет она. А режиссер-постановщик добавляет: «Это когда все может быть всем. Мы провели эксперимент на детях из студии пластики. Они у нас спрашивают: „А что это?“ (Она указывает на непонятную фигурку, расположенную на сцене.) — „А вы сами догадайтесь!“. Они отвечают: „Для меня это кактус“, „А для меня нога“, „А для меня — снежная баба“. Мы хотим, чтобы у маленьких зрителей разыгралась фантазия!»
Еще в команде есть Григорий Ауэрбах, который написал музыку и сделал аранжировки к спектаклю. С ним познакомиться не довелось, но нам его представили так: «Григорий Львович — это самый главный гном. Приехал, сел к роялю и стал стучать, звенеть, молоточками бить. Актерам вроде бы понравилось, но они испугались: что это, мы так же будем?..»
Пространство хулиганства
«...Будете — да еще и не так», — беззвучно сказала им постановочная группа и взялась расшевелить актеров. Судите сами: гномов, от которых и идет повествование сказки, играют Юрий Буслаев, Илья Паньков, Ольга Афанасьева, Евгений Миллер и другие. Но, по признанию Анны Трифоновой, найти на донышке беззаботное детство им не так-то и легко: «Теперь я понимаю, что сказку, возможно, сделать труднее, чем серьезный драматический спектакль. Конец сезона, актеры устали, у всех есть дом, семья, куча проблем. Наша задача — вытянуть их из театральной рутины в пространство сказки, пространство игры. Сделать так, чтобы они забылись и немножко похулиганили. Есть надежда, что у нас получится. Об этом говорят светящиеся глаза артистов, которые вдруг начинают дышать на репетиции или выдают живую реплику. Это такое счастье!»
В «Белоснежке и семи гномах» есть и «гофмановское» (например, сложная машина дня пыток, которая вписывается в концепцию зловещей сказочки братьев Гримм), и алхимическое (декорации к одной сцене исчерчены магическими формулами и надписями типа «кора дуба + шкура лягушки»), и ультрасовременное (в финале, например, есть элементы рэпа). В мотивах переплелись и вездесущая любовь, и бинарные оппозиции «добро-зло», и даже политика: гномы, сторожащие земные богатства, это ли не намек? Но все же послание юному зрителю, которое постановщики перевели на язык сказки, рисунка, танца, — это послание о свободе. «Мы хотели сказать, что нужно быть открытым миру, не закупориваться, не отворачиваться от солнца. И мамы, и дети должны понять, что нельзя запрещать. На каждое „нельзя“ ребенку так и хочется сказать „льзя“! Пока не обожжешься, не поймешь, что утюг горячий»...
...В «Белоснежке и семи гномах» заняты и маленькие артисты из cтудии пластики. Они и танцоры, и актеры наравне с другими персонажами, и первые зрители. А сегодня они еще и герои репетиции. «Дети, а вы можете не топать? Бабочки-светлячки так не топают. Это слоники!» — подсказывает им Людмила Васильевна, когда в финале они выбегают на авансцену с гиканьем и улюлюканьем. «Не попой к публике, не попой!», — вносит коррективы Анна Юрьевна...
«В жизни мало радостей. Мы хотели, чтобы детишек, которые придут на спектакль, было много. И чтобы все они хохотали, веселились, сопереживали», — поделилась Людмила Попова. А Анна Трифонова добавила: «Делать спектакль для детей очень сложно. Эти врать, что им понравилось, не будут». Понравилось или нет, новосибирская публика узнает уже 16 апреля на премьере спектакля.