Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск»
В
театре «Глобус» заканчиваются репетиции спектакля «Mutter». Постановка адресована в
первую очередь молодежи и
тем поклонникам современного искусства, которым не
чужд смелый эксперимент.
«Mutter» — история о пожилых людях, живущих в доме престарелых. С точки зрения общепринятых понятий, поведение этих пенсионеров не совсем обычно. Они, например, слушают и танцуют тяжелый рок формата MTV: «Rammstein», Мэрилин Мэнсон, «Limp Bizkit»... По названию одного из хитов группы «Rammstein» и названа пьеса. Такой «репертуар» — намек на то, что и сегодняшние молодые люди могут оказаться в подобном положении. Хотя, естественно, как это чаще всего бывает в современном театре — все оказывается гораздо проще и сложнее, одновременно понятнее и загадочнее. Жизнь обитателей отдельно взятого приюта разрастается до величины метафоры, «здесь и сейчас» — до «везде и всегда». Пенсионеры начинают произносить экзистенциальные монологи, а старуха Кириченко и вовсе рассказывает новую русскую сказочку про мертвые поселки, в которой без труда угадываются очертания реального Чернобыля.
— Раньше человека в лесу встретишь, то-то радости — все песни с ним перепоешь, в том месте на память ветку сломаешь... А сейчас — бойся... Все против тебя... А особенно ночью... Поселки мертвые, в каждом по три брата живут, третий глухой и двумя правит, второй уйти и жениться хочет, да первый разрешенья не дает. На Егоров день хлеб пекут и на шоссе выносят, ежели хлеб тот кто на машине переедет — висок левый у того седеет, а кто подберет — лысый будет, как ликвидатор.
«Сказка — ложь, а правда, соколик, она еще хуже», — это, правда, мораль другой пьесы, хотя того же автора. В результате обитатели приюта оказываются представителями высшей разумной цивилизации, вынесшими Земле свои приговор, предварительно лишив ее статуса «гуманитарной зоны».
Автор пьесы Вячеслав Дуренков — представитель так называемой «новой драмы». До недавнего времени подобное искусство было прерогативой кустарей-одиночек и подвалов. Теперь оно вышло из андеграунда, и активно завоевывает сценические пространства. В частности, пьеса «Культурный слой», написанная Вячеславом Дуренковым в соавторстве с его младшим братом Михаилом, не так давно была поставлена на сцене МХТ им. Чехова. В тандеме братья работают достаточно часто. В литературном и театральном мире брэнд «братья Дуренковы» раскручен. Издательство ЭКСМО именно сборником их пьес открыло новую серию «Иной формат». Они — постоянные участники фестивалей современной драматургии — «Майские чтения», «Любимовка», «Новая драма» и иных подобны форумов. «Новая драма» признала «Mutter» лучшей пьесой 2004 года. Братья, относительно молоды (старшему из них 33 года), живут в Тольятти...
Новые тексты, как известно, требуют и режиссеров-новаторов. Постановка пьесы на сцене MXТ им. Чехова была осуществлена в канонах традиционного театра и оттого, как говорят братья, открыла в пьесе смыслы, которых там не было, и, напротив, закрыла многие из тех, которые они в нее вложили. «Получилось что-то вроде спектакля-интерпретации, что не вполне верно по отношению к современному тексту». Сможет ли извлечь из текста «те самые смыслы» московский режиссер Лена Невежина, которая работает над постановкой в «Глобусе», станет ясно уже очень скоро. Премьера назначена на 16 мая.
Лена Невежина уже работала на сцене «Глобуса», поставив здесь замечательный спектакль «Белая овца» (по произведениям Д. Хармса). Она — ученица Петра Фоменко, в качестве приглашенного режиссера работала во многих театрах страны, в том числе «Сатириконе», театре под руководством О. Табакова и МХТ им. А. Чехова...