Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

«Кречинский», прочитанный с азартом

13 Марта 2005
Ирина Тимофеева, «Ведомости»

В начале марта сего года «Глобус» пригласил всех неравнодушных пожаловать на «Свадьбу Кречинского». В программки, которые у Новосибирского молодежного академического театра всегда художественно дополняют спектакль, были вложены открытки со стилизованным под старину приглашением на бракосочетание. Интересно, сколько раз эта свадьба плута и заядлого картежника «Мишеля» Кречинского и Лидочки, дочери зажиточного помещика Муромского, как грандиозный замысел витала по сценам российских театров? Да так ни разу и не состоялась — ввиду сюжетной линии, выстроенной еще в 1854 году Александром Сухово-Кобылиным...

В «Глобусе» за постановку до дыр зачитанной театрами пьесы взялась москвичка Марина Глуховская, выпускница мастерской Петра Фоменко. К классическим произведениям ей, филологу по первому образованию, не привыкать: на ее режиссерском счету есть и «Маскарад» Лермонтова, и «Фердинанд VIII» по гоголевским «Запискам сумасшедшего», и «Полковнику никто не пишет» Маркеса... А лицо поставленной ею «Свадьбы Кречинского» оказалось весьма живым, с лучиками смеха в уголках губ и авантюрными «чертями» в глазах.

Рожденная из анекдота

Александра Сухово-Кобылина недаром характеризуют как «автора одного произведения» — как Грибоедова или Чаадаева. Он вылил весь свой талант в одну-единственную пьесу, не сравнимую по силе ни с одним другим произведением, написанным им же. «Свадьба Кречинского» невыгодно оттенила «Дело» и «Смерть Тарелкина» — оставшиеся две части трилогии, которые сейчас называют «пьесами совершенно второстепенного значения». Именно «Свадьба» обеспечила Сухово-Кобылину имя в литературе, а еще больше — на театральных подмостках, где пьесу ставили, ставят и, видимо, будут ставить... Она была рождена в тюрьме, где Сухово-Кобылин сидел по мнимому делу об убийстве. А сюжет для литературного «первенца» был взят из ходового тогда анекдота о шулере, получившем большую сумму под залог фальшивого бриллианта.

Глуховская увидела в анекдоте «скандальное происшествие» — именно такой подзаголовок носит «Свадьба». А в заглавном герое совместными усилиями с актером Артуром Симоняном она акцентировала не полюсное зло и не комедийность роли, а кристалл уникальности внутри Кречинского.

Из театральных новаторств Глуховской и компании, безусловно, первое острое впечатление остается от визуальной оболочки спектакля, а именно от сценографии художника-постановщика Ольги Веревкиной (Омск). Мир героев похож не то на ювелирный салон, не то на современный бутик. Основной тон — богатый темно-красный. Сверху льются бесчисленные огоньки иллюминации из невероятных технократических светильников. Глаз невольно цепляется за декоративные рекламные объявления, передающие дух конца XIX столетия и обрамляющие сцену. А в качестве основной мебели всех сквозных пространств выступают стенки с массивом выдвижных ящиков. Неклассический ячеистый мирок, как ни странно, очень подходит классическим героям пьесы. Ящики помимо утилитарной выполняют еще и символическую функцию. Это семья-ячейка Муромских, полноправной частью которой стремится стать Кречинский. Но это и материализованный азарт главного героя: как и в карточной игре, риск открыть неверный «ящик» огромен, но игра того стоит.

Жизнь в колоде карт

Одна из самых выразительных реплик Кречинского в пьесе — о ладье, «на которой понесемся мы под четырьмя ветрами: бубновым, трефовым, пиковым и червонным, по треволненному житейскому морю. Я встану у руля, Расплюев к парусам...» Да, выразительно-смешного в словах героев предостаточно, а текст так и просится разбиться на цитаты. Симонян, приняв обличие Михаила Васильевича Кречинского, играет роль игрока. И не только карточного... По физическому возрасту, который в ремарках обозначил сам Сухово-Кобылин, ему «лет под сорок», но психологический возраст «глобусовского» Кречинского заметно моложе. С легкостью ветра он меняет маски. С Лидочкой он трогательно влюбленный «Мишель». С Анной Антоновной — светский лев и эстет. С Муромским он не прочь «тряхнуть деревенщиной». А с Расплюевым — непоколебимый приказчик. Его игра всегда на грани, а выбор нового лица зависит только от того, что от него ждут на этот раз. Кречинский и тонкий аналитик, и прозорливый психолог... Но все же до слез смешной Расплюев в исполнении заслуженного артиста России Юрия Соломеина временами перекрывает основополагающую значимость Кречинского. Конечно, комические моноспектакли Соломеина не могут остаться без аплодисментов зала, но постановка как целое в такие моменты дает трещину...

«Легкость» — обязательная компонента — в «Свадьбе» объединяет всех сценических персонажей. Заслуженная артистка России Людмила Трошина в роли Анны Антоновны, тетки Лидочки, безумно хороша. Впрочем, как и обычно. В ней есть всего по чуть-чуть: и коварства, и кокетства, и милой недальновидности. Сама Лидочка — а в жизни Ульяна Кирпиченко — возможно, не так выразительна, но ей удается все же играть саму благовоспитанность и ослепленность любовью. Муромский (в роли заслуженный артист России Евгений Важенин) с виду неприступен, как скала, но даже его можно вовлечь в игру и с помощью хитрых манипуляций поставить на колени перед плутом. И даже Тишка скорее не пьян, а весел и легок — как весенний ветерок. Им интересно жить, влипать в скандальные происшествия, чувствовать на себе динамику развития. А барский экипаж и рояль 1839 года на сцене — вовсе не узелки на том далеком времени. Скорее это беззвучное спасибо «автору одного произведения» за его бессмертную «Свадьбу Кречинского».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272