Лисистрата
20
июня четверг
18:30
20 июня 18:30 · четверг
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Игроки
21
июня пятница
18:30
21 июня 18:30 · пятница
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Макулатура
22
июня суббота
18:00
22 июня 18:00 · суббота
Макулатура
18+
Малая сцена нуар-пародия Чарльз Буковски
18+
Cabaret
23
июня воскресенье
18:00
24
июня понедельник
18:30
25
июня вторник
18:30
23 июня 18:00 · воскресенье
24 июня 18:30 · понедельник
25 июня 18:30 · вторник
Cabaret
18+
Большая сцена мюзикл Джо Мастерофф, Джон Кандер, Фред Эбб
18+
Art
23
июня воскресенье
18:00
23 июня 18:00 · воскресенье
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Сказка о рыбаке и рыбке
25
июня вторник
18:30
Премьера
Премьера
25 июня 18:30 · вторник
Сказка о рыбаке и рыбке
6+
Малая сцена Александр Пушкин
6+

Татьяна Людмилина: «Высокое искусство должно работать на высоком материале»

8 Апреля 2004
Наталья Сидорова, «Метро»

Новость о том, что спектакль «Глобуса» «Двойное непостоян­ство» в постановке Дмитрия Чернякова номинирован на получе­ние пяти «Золотых масок» (за лучший спектакль малой формы, лучшую работу режиссера, лучшую работу художника, лучшую женскую роль и лучшую мужскую роль), мгновенно стала сенса­цией среди новосибирских театралов. Решение экспертного со­вета Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» станет известным уже в предстоящий понедельник, ког­да в Большом театре состоится церемония вручения. Однако к какому бы выводу ни пришли члены жюри, успех новосибирско­го театра уже очевиден. В этом совершенно уверена директор «Глобуса» Татьяна Людмилина. На разговор с ней нам удалось напроситься в короткий промежуток между поездками в столи­цы России и Сибири.

«Глобус» на подмостках МХАТа

 Спектакль «Двойное непостоян­ство» мы показывали на малой сцене МХАТа им. Чехова четыре раза. Хочу заметить, что «Глобус» — единствен­ный коллектив, чей спектакль прошел в рамках фестиваля такое количество раз. Другие участники демонстриро­вали один, максимум два спектакля. Примечательно, что на наших показах побывало практически все театраль­ное сообщество Москвы: Марк Заха­ров, Роман Виктюк, Михаил Ульянов, Константин Райкин, большое количе­ство критиков и актеров. Почти на каж­дом спектакле было процентов 90 в той или иной мере узнаваемых теат­ральных лиц. Интерес от спектакля к спектаклю увеличивался. И на послед­нем зал не смог вместить всех желаю­щих — был переполнен, а зрители все шли и шли.

 Как вы думаете, театр сможет получить «Золотую маску»?

 Ничего нельзя говорить заранее. Это решение принимают 12 членов жюри. И никто не может предугадать их мнение и предвосхитить события.

 Получение «Масок» даст теат­ру какие-то дивиденды?

 Независимо от того, получим мы премию или нет, резонанс, который ос­тавил наш театр в Москве, не заменят никакие «Маски».

 Вы не опасаетесь, что после такого успеха уведут актеров?

 Надеюсь, что наши актеры умны и понимают, что никто их в Москве на такой репертуарный «багаж», который они имеют в Новосибирске, не позо­вет. Нужно будет начинать все начала, поэтому... Впрочем, сейчас мы об этом думаем меньше всего.

 А о чем вы сейчас думаете больше всего?

 О том, как достойно закончить сезон, как интересно и профессио­нально войти в следующий.

Классический переворот

 Рассказывают, что по окончании каждого театрального сезона в «Гло­бусе» собираются критики и дают свои оценки.

 Да, традиционно мы проводим Минифест, где представляем премьеры сезона. Приглашаются московские и пе­тербургские театральные критики, кото­рые могут профессионально, предметно и качественно проанализировать как от­дельные постановки, так и в целом теат­ральный сезон, соотнести наши спектак­ли с общетеатральной ситуацией Рос­сии. Драматические театры, как бы ни были они уникальны и самостоятельны, живут в общетеатральном контексте, ко­торый формируется под воздействием тех или иных факторов. Например, со­вершенно очевидно, что на первое мес­то сейчас вышла русская классика.

 С чем, на ваш взгляд, связан воз­никший интерес к русской классике? В обществе произошли некие духовные подвижки?

 Общество становится более здоро­вым. Период авангардных эксперимен­тов, на мой взгляд, частично позади. Те, кто хотел самовыразиться и самореали­зоваться, уже сделали это и пребывают, как правило, где-то в неизвестном для многих месте и занимаются неизвестны­ми для многих делами. Те же, кто является настоящими мастерами, нашли возможность достойно пережить время, когда каждого отпустили в свободное плавание. Все кинулись де­лать все и везде сразу. Результат известен. Некоторые театры, которые были очень серьезными, профессиональными, растеряли свою фундаментальность именно из-за того, что ушли в какие-то поиски, эксперименты. Сегодня произошла своего года селекция драматургического материала. Выяснилось, что классику-то ничем нельзя заменить. Да, ко­нечно, ставятся современные пьесы. Но если взглянуть на театральную ситуацию в России... Някрошюс ставит «Вишневый сад», Додин — «Дядю Ваню», Фокин — «Ревизора», Чусова — «Грозу», Серебренников — «Мещан». Жизнь показала, что высокое искусство должно работать на высоком материале.

 Может ли это означать, что бли­жайшими премьерами в «Глобусе» бу­дут спектакли по русской классике?

 Это не значит, что первой премье­рой будет русская классика, но то, что она будет в премьерных названиях следую­щего театрального сезона, совершенно точно.

За кулисами

 «Глобус» уникален во многом. Но есть одна характерная деталь, кото­рую примечают все, кто попадает в те­атр впервые. С незнакомыми здесь принято здороваться... Этакая почти деревенская традиция.

 Приветствие является проявлени­ем высокой культуры, чистоты, интелли­гентности людей и здоровой атмосферы в коллективе. И я сама, где бы ни работа­ла и ни была, предпочитаю первой со все­ми здороваться.

 Между тем бытует такое мнение, что театральная среда склонна к инт­ригам, конфликтам. Вы работали не только в «Глобусе», но и в Оперном те­атре. Согласны с этим мнением?

 Люди, которые работают в теат­ре, — творческие, импульсивные, эмоциональные. Хотелось бы, чтобы в на­шем коллективе эмоции были только положительные. Наличие склок, собра­ний, забастовок, митингов обусловле­но только одним — отсутствием работы для актеров. Когда актеры загружены работой, когда они знают о своих перспективах, эмоции они будут выра­жать только на сцене. Конечно, о стопроцентном участии всех актеров в премьерах текущего сезона говорить сложно. Но стремиться к максималь­ной занятости артистов в новых спек­таклях руководитель театра обязан в первую очередь.

Директорские заповеди

 На руководителей театра нигде не учат. Можно ли узнать, как вы ока­зались на этой должности?

 Никогда раньше не думала, что моя жизнь будет связана с искусством. По профессии я педагог, учитель географии и английского языка. Закончила наш педагогический институт. Случилось так, что, к сожалению, в школе я проработала совсем недолго. Потом была первым сек­ретарем райкома комсомола, работала в бюро международного молодежного ту­ризма «Спутник». В апреле 1988 года Ва­лерий Аркадьевич Бродский пригласил меня на должность своего заместителя в Театр оперы и балета, где я проработала чуть больше десяти лет. Конечно, многому там научилась. Во-первых, это большой коллектив. Во-вторых, пришло четкое пони­мание, что организационной помощи ждать неоткуда, осо­бенно в последние годы ра­боты там. Придя в «Глобус», я сразу окунулась в работу, поскольку Мария Ревякина (прежний директор «Глобуса», сегодня является исполнительным директором фестиваля «Золотая маска». — Ред.) уе­хала через полгода. Семь месяцев я ис­полняла обязанности, а потом стала директором.

 Такая работа, как я понимаю, со­четает несочетаемое. С одной сторо­ны, она требует умения все четко ор­ганизовать. Вплоть до того, чтобы уни­тазы были в рабочем состоянии...

 Это, кстати, одна из первых заповедей директора театра.

 ...С другой — необходимо быть человеком творческим.

 Жизнь так сложилась, что я долгие годы нахожусь рядом с творческим, высокодуховным человеком — моим мужем. Специально ничему такому он меня не учил. Просто многие годы, прожитые вместе, наложили свой отпечаток. Я и сейчас не пойду на какой-то компромисс, который в моем понимании не принесет пользу театру.

 Если вас, как Марию Ревякину, пригласят работать в Москву или еще куда-нибудь...

 Это вопрос риторический, отве­чать на него бессмысленно. Но могу ска­зать, что и раньше у нас с мужем была возможность уехать не только из города, но и из страны. И не раз инициатором отказа была я. Мы остались. Я здесь ра­ботаю, и светлой мечты переехать в Москву у меня нет.

 Театральная деятельность оста­ется убыточной. Как удается привле­кать средства?

 Театральная деятельность не убы­точная, она планово-дотационная. При той структуре и системе, которые сегод­ня существуют в России, функционирова­ние ни одного репертуарного театра не­возможно без дотаций. У нас есть учреди­тель — администрация Новосибирской области, который финансирует наш театр.

 То есть вы, как руководитель театра, довольны отношением со сто­роны учредителя?

 Нельзя же уповать только на то, что тебе на счет упадут какие-то деньги. Надо уметь и самим их зарабатывать, правиль­но распоряжаться тем, чем владеешь. Се­годня учредитель и Министерство культу­ры обязывают любой театр давать не ме­нее 280 спектаклей в год. В прошлом году мы дали 491. Если какой-то театр может показать от четырех до семи спектаклей в неделю, то мы показываем иногда по пять в день (в период новогодних каникул, например). Мы зарабатываем деньги. И эти деньги тратим на то, чтобы спектак­ли в нашем театре ставили Дмитрий Чер­няков, Валерий Фокин, Игорь Лысое, Ма­рина Брусникина и другие высокопрофессиональные режиссеры. Это не означает, что все средства вкладываются в оп­лату труда постановщика. Эти деньги работают на производство спектаклей.

Как рождаются премьеры

 У «Глобуса» достаточно долго нет своего постоянного режиссера. Это принципиальная позиция или так уж сложилось?

 Да, мы начали сезон без главного режиссера. Да, театр должен знать, каким творческим кредо он живет, какие у него перспективы. Да, театру и актерам нужен главный режиссер. Но нельзя не принимать во внимание и другую сторо­ну вопроса. Главный режиссер не может прийти на год или на два из ниоткуда. Он должен прийти на несколько лет и при­нять театр таким, какой он есть. Режис­сер не должен свернуть театр с пути и ввергнуть в пучину каких-то вещей, ин­тересных, быть может, только ему. К сожалению, спектр главных режиссеров труппой и журналистами. Слишком вы­сока цена вопроса, чтобы сделать неос­торожный шаг. У нас в театре с января работает режиссер-постановщик Алек­сей Крикливый. Он поставил два спек­такля, проверен в деле. И сейчас Алек­сей занимается всеми текущими твор­ческими вопросами.

Что касается режиссеров, пригла­шенных на следующий, 75-й сезон, — поверьте, их имена более чем достой­ны. Более того, сейчас я веду перегово­ры о сотрудничестве на 76-й сезон. Очевидно, что талантливые режиссеры востребованы, и чтобы их ангажиро­вать, надо договариваться заранее.

 Раз все уже известно, вы може­те рассказать, какие премьеры ожи­дают зрителей в следующем се­зоне?

 Не могу. У меня есть принцип: первой об этом узнает труппа в конце театрального сезона.

 Тогда такой вопрос. Вы выбира­ете режиссера под определенную пьесу или наоборот?

 Как правило, все идет, конечно, от режиссера. Прежде чем кого-то пригла­сить, я посмотрю несколько его работ, желательно в разных театрах. Затем ре­жиссер приезжает, смотрит труппу, предлагает название пьесы. Но, опять же мы, исходя из контекста репертуара, заранее оговариваем, будет это рус­ская или зарубежная классика либо ка­кая-то современная пьеса.

Имена режиссеров, которые будут ставить у нас спектакли в следующем сезоне, пока не называю. Но, поскольку это юбилейный сезон, очень хочется, чтобы не только тем людям, которые работают в нашем театре, но и всем но­восибирцам он запомнился серьезны­ми высокохудожественными спектакля­ми. Для достижения этой цели проведе­но много переговоров, и поверьте: зрителей ждет много интересного в самых разных жанрах — быть может, даже нес­колько необычных для нашего театра и в целом для города.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272