Татьяна Шипилова, «Советская Сибирь»
Ах, «Парадиз», «Парадиз», «Парадиз»!.. Он
венчает прошедший театральный сезон
и, если можно так сказать, окончательно открывает новый. Казалось
бы, после осенних, зимних, весенних и
летних премьер (в
данном случае
2003–2004 года) все страсти улеглись, все оценки публики и
критики, коллег и
родственников, самих себя и
второго «Я» нашли в
душах творцов пусть зыбкое, но
равновесие. И
снова треволнения! Ну
кто придумал и
зачем он
нужен, этот «Парадиз»?..
Придумали «Парадиз» 17 лет назад в Новосибирском отделении Союза театральных деятелей России. А нужен он как точка отсчета (вначале и конкурс, и сам праздничный вечер так и назывались — «Итоги сезона...»), как знак безусловного профессионального и общественного признания, встреча всех, причастных к театру, по очень важному поводу — что может быть важнее творчества? — на церемонии вручения премий... Хотя (забавный момент!) после самого вечера в безусловной полезности «Парадиза» некоторые из тех, чьи надежды не оправдались, о-очень сильно начинают сомневаться. Как и в беспристрастности жюри и прочая, прочая... А через год-два или, уж как там Бог пошлет, получив премию и став лауреатом, совершенно не заботясь о последовательности, могут говорить: «Нужен „Парадиз“, нужен...» И не стоит их ловить на слове — они правы: надежды не оправдались — не нужен, а оправдались — нужен! Художник вянет без признания...
Ну да, потом, в апреле, грядет общероссийская «Золотая маска», и новосибирские театры были в числе ее соискателей и лауреатов не однажды. Но, как известно, победа в «Маске» уже не столько опенка и признание, сколько улыбка Фортуны — априорно благоволящей к столице и благоволящей к провинции. И что принципиально важно: каждому выдвижению на номинанты «Маски» (а это делает столичный, точнее, всероссийский экспертный совет) обязательно предшествовала победа спектакля (со стороны актерской, режиссерской и т. д.) на родном новосибирском «Парадизе».
На этот раз реальным номинантом на общенациональную премию видится постановка в Новосибирском академическом театре оперы и балета режиссером Дмитрием Черняковым и дирижером Теодором Курентзисом оперы Верди «Аида». Хотя бы, судя уже по итогам «Парадиза». Так, лучшим дирижером новосибирского театрального сезона на нем назван Курентзис, лучшей исполнительницей оперной партии — Ольга Бабкина (Аида), лучшим исполнителем мужской партии — великолепный Олег Видеман (Радамес), который не забыл упомянуть в «благодарственном» слове и Дмитрия Чернякова (многократного, кстати, лауреата «Маски», принесшего в прошлом году эту награду «Глобусу» за спектакль «Двойное непостоянство»). Премия «Парадиз» за лучшую режиссуру в опере нынче как-то «вдогонку», а на самом деле потому, что эта номинация в новосибирском конкурсе заявляется лишь раз в два года, была присуждена Генриху Барановскому за постановку в прошлом сезоне оперы Шнитке «Жизнь с идиотом».
Также, будем надеяться, «с легкой руки» жюри «Парадиза» (ну и, конечно же, благодаря неоспоримым достоинствам этой новаторской и очень изящной работы!) претендентом на «Маску» станет в этом году балет известного хореографа Аллы Сигаловой «Поцелуи феи» Стравинского в НГАТОиБ. Приз «Парадиза» за главную партию в нем Наталья Ершова (Фея) уже получила! Кстати, одно из немногочисленных, но принципиально важных, на мой взгляд, упущений нашего конкурса — отсутствие долгие годы в нем номинации «Лучший хореограф». И чествуя солистов балета, как-то странно ощущать эту нелогичную пустоту: почему не чествуем мы в этот праздничный вечер создателей спектаклей, получающих потом и престижные премии, и, без преувеличения, мировое признание. Вот и Максим Гришенков за блистательное исполнение партии Пульчинеллы (в одноименном балете Стравинского) стал лауреатом «Парадиза», а чрезвычайно талантливый хореограф Кирилл Симонов (он ставил в НГАТОиБ также «Sonata» Скарлатти) и Алла Сигалова остаются как бы немного в стороне... Но по порядку.
Проходил на этот раз «Парадиз» в театре музыкальной комедии, и хозяев гостеприимного дома на сцене в роли ведущего представлял народный артист России Александр Выскрибенцев. Прекрасный ведущий! Поющий, танцующий, остроумно обыгрывавший все неизбежные заминки в процедуре «вскрытия» заветных конвертов (правда, парад-алле сопровождавших его «девочек-эмансипе» чуть-чуть утомил...) Словом, Александр Тимофеевич задал тон веселой импровизации, и почетные гости, выходя к микрофону, чтобы объявить победителей (не без труда открыв накрепко запечатанный конверт), тоже не давали угаснуть напряжению в зале, который, казалось, шептал: «Ну, кто? Кто же?!»
Например, «золотомасочная» и народная Ольга Титкова объяснила «упрямство» нераскрывающегося конверта тем, что «руки у русских актрис слишком много картошки перечистили», подарив всем последующим «ораторам» «картофельный» лейтмотив выступлений... Что навело меня на мысль: наверное, небезынтересно было бы оценивать в конце вечера еще и эти маленькие спичи. Так вот, на этом необъявленном конкурсе «внутри меня» на семнадцатом новосибирском «Парадизе» победили: Ольга Титкова — за идею; Николай Соловьев из Театра Афанасьева — за оригинальности, которая выражалась в нежелании «говорить о картошке», и руководитель департамента культуры Валерий Бродский, отшутившийся от навязшей за вечер неуклюжей словесной конструкции «вскрытие конвертов» таким образом: «Вскрытие показало...».
У заслуженной артистки России Людмилы Трошиной от волнения «ответное лауреатское слово» задалось не вполне. И это было понятно: премию за лучшую женскую роль она получает второй год подряд. В прошлый раз — за роль Фламинии в спектакле «Двойное непостоянство», на этот раз — за Марусечку («Моя Марусечка»). Она благодарила всех, «кто оценил и поддержал», и особенно Марину Брусникину, которая тоже была удостоена «Парадиза» — за лучшую режиссуру. Оставив лишь в номинантах довольно сильную компанию коллег: Юрия Урнова («Dostoevsky-trip», «Красный факел»), Елену Невежину («Белая овца», «Глобус»), Сергея Афанасьева («Пять вечеров», ГДТ), Алексея Крикливого («Ю», «Глобус») и Владимира Оренова («Записки нетрезвого человека», «Старый дом»). Так сложилась общая сумма баллов тайного голосования общественного жюри, куда входят ведущие театроведы, театральные критики и журналисты. Признаюсь, и «я там была», но высший балл 8 (из десяти возможных) выставила за режиссуру другому спектаклю, хотя «Моя Марусечка», безусловно, хороша и глубока... Да, литературный театр — не мой жанр, но «товарищи меня поправили».
Итак, далее (и далее я согласна):
исполнителем лучшей мужской роли сезона в драматических театрах признан Николай Соловьев (Ильин, «Пять вечеров», ГДТ);
лучшей мужской ролью второго плана назвали роль Буланова в исполнении Андрея Черных («Лес», «Красный факел»);
премия за лучшую женскую роль второго плана была вручена лауреатом в номинации «лучшая женская роль в музыкальной комедии» стала (как и Людмила Трошина второй раз подряд) Светлана Склемина (Ганна Главари, «Веселая вдова»);
ее партнер Дмитрий Суслов — лучший исполнитель мужской роли графа Данило в этом же спектакле;
в новой для «Парадиза» номинации — «Лучшая роль в детском спектакле» — победителем стал Артур Симонян за роль Хасана («Али-Баба и сорок разбойников», «Глобус»);
лучшей ролью в кукольном театре признана роль Пака в исполнении Владимира Кузнецова («Сон в летнюю ночь», Театр кукол).
Ну и, наконец, приз «Надежда» за лучший дебют был вручен Надежде Неупокоевой за роль Сарры («Иванов», ГДТ).
Лидером среди пишущих о театре была названа музыковед Ирина Яськевич — автор, известный читателям нашей газеты по рецензиям на оперные и балетные спектакли. «Вскрывая» этот конверт, московский театральный критик Лана Гарон сказала, что само существование подобной номинации в семнадцатилетнем «Парадизе», в сравнении с отметившей в прошлом году свое 10-летие «Золотой маской», свидетельствует о мудрости и зрелости «старшего».
...Эмблема новосибирского «Парадиза» — развернутое в полете крыло. Той самой «Чайки», которой по справедливости так гордится русская сцена?! Может быть, и так, может, — иначе... Театр прекрасен тем, что в нем есть тайна, есть вопрос... Ответ — в наших, зрительских душах. За что мы и признательны тем, кто верой и правдой служит искусству. В этот вечер мы увидели их на сцене «Парадиза», многие из них сидели в зале... «Парадиз» — это символ творческого полета и одновременно признательности. Мы благодарны тем, кто взял нас с собой в полет.