Ольга Доморадова, «Метро»
На
прошедшей неделе Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» подводил итоги
74-го театрального сезона. Происходило это в
форме Минифеста, на
котором вниманию зрителей и
театральных критиков были представлены выпущенные за
год новые спектакли.
В течение сезона у «Глобуса», как и у любого театра за пределами столицы, нет возможности получить высокопрофессиональную критику выпускаемых премьер, поскольку для того, чтобы это сделать, нужно уметь соотносить спектакль с контекстом общей театральной ситуации в России. Поэтому традиционно на ежегодный Минифест приглашаются столичные критики, которые могут дать объективную оценку спектаклям.
Парад премьер открылся 1 июня постановкой «Белая овца», которая проходила с подзаголовком «Абсолютно придуманная история». Всего на Минифесте было показано 7 премьер: три на большой сцене и четыре на малой. Судя по количеству новых спектаклей, театр работает в этом году очень плодотворно и позиции свои сдавать не собирается. Следующий сезон для «Глобуса» будет юбилейным, и наверняка стоит ожидать много интересного. О подведении итогов, планах на будущее и многом другом мы говорим с директором театра Татьяной Людмилиной.
— Как вы оцениваете прошедший сезон?
— Сезон был непростым, потому что начинался он без главного режиссера. В прошлом сезоне мы простились с Александром Галибиным, который проработал в «Глобусе» три года. У многих людей, имеющих малое отношение к театру, но любящих порассуждать о нем как о своем личном, болело сердце за нашу судьбу. Мы постарались их не огорчать и сделали все, что планировали. Задумывалось 8 премьер, все они были выпущены в запланированные сроки. В театре появился режиссер-постановщик Алексей Крикливый, знакомый зрителям по спектаклю «Бемби». На малой сцене он поставил современную пьесу Оли Мухиной «Ю», которая тоже оказалась достаточно интересной. Не секрет, что Мухина — драматург непростой, ее пьесы сложны и для режиссеров, и для актеров, и для зрителей. К счастью, Алексей Крикливый нашел такое режиссерское решение, при котором пьеса смотрится выигрышно.
Не скрою, что больших трудов стоило пригласить Лену Невежину — режиссера, очень востребованного в Москве. Она работает с избранными театрами: «Сатирикон», МХАТ им. Чехова, Театр под руководством О. Табакова, «Et cetera», Театр им. В. Маяковского. Я буквально гонялась за Невежиной по всей России целый год, и результат налицо — в театре поставлен спектакль «Белая овца» по Даниилу Хармсу. Актеры говорят, что с Леной было безумно интересно работать, она действительно является профессиональным режиссером с глубоким знанием своего дела, у нее большое будущее. Также мы подняли очень большой пласт исторических хроник и поставили спектакль «Монарх». Это очень качественная и достойная работа Игоря Лысова — третья по счету его постановка в нашем театре.
Впервые театр работал с известным московским режиссером Мариной Брусникиной. Поставленный в «Глобусе» спектакль «Моя Марусечка» — первый для драматических театров Новосибирска опыт работы не с пьесой, а с прозаическим текстом, повестью. Также впервые в свой репертуар мы взяли уже готовую постановку — моноспектакль Ольги Стебуновой «Сто лет одиночества».
Гордость сезона — премьера спектакля «Деревья умирают стоя» с Анастасией Васильевной Гаршиной в главной роли. Не секрет, что пьеса выбиралась именно «на нее». Встреча с актрисой такого уровня дает очень много разным поколениям новосибирских зрителей. В этом году Анастасия Васильевна отметила 55-летие творческой деятельности, поэтому мы горды тем, что выпустили премьеру с ней в главной роли к такой знаменательной дате.
Продолжив направление постановки на нашей сцене лучших сказок народов мира, выпустили детский спектакль — «Али-Баба и сорок разбойников». Не обошлось и без традиционной новогодней сказки, с каждым годом они становятся все интереснее.
Помимо всего этого театр вел очень активную гастрольную жизнь — участвовал в восьми фестивалях и практически на всех завоевал различные дипломы и призы. Отдельным моментом в этой истории стоит «прорыв драматического плацдарма Москвы» — мы впервые номинировались на «Золотую маску» и прошли по пяти номинациям. Кстати, «Глобус» — единственный драматический театр в городе, не только номинированный, но и получивший эту престижную премию.
— Как приглашенные на Минифест критики отозвались о ваших премьерах?
— В этом году критиков было как никогда много. По отзывам каждого из них, наш театр практически единственный в России, который так смело идет на эксперименты, предоставляя свою сцену режиссерам самых разных направлений и школ.
74-й сезон «Глобуса» они назвали своеобразной мини-палитрой современной театральной жизни. Критики также отмечают важность того, что актеры имеют возможность работать с разными режиссерами.
— Какие спектакли критикам наиболее понравились?
— Мы делаем спектакли в первую очередь для зрителей. Критики разобрали все постановки, указали на положительные и спорные моменты каждого из них. У нас не было цели сделать один «звездный» спектакль, чтобы все остальные были «на подтанцовках». Это и значимо: сезон примечателен тем, что все его работы одинаково интересны и достойны.
— Среди актеров «Глобуса» есть студенты?
— Да, в последнее время они активно приглашаются. Мое глубокое убеждение в том, что профессией нужно овладевать гораздо раньше окончания театрального училища. Приглашая студентов, мы думаем не только о своем театре, но и выполняем серьезную гражданскую и социальную миссию. Выпускники театральных учебных заведений, которые все годы учебы не бывали в театре «по зову души», не «околачивались» за кулисами и в курилках, не станут настоящими актерами. Во всяком случае, в нашем театре точно. Театральную атмосферу нужно «впитывать» в себя еще со студенческих лет, а лучше — еще раньше.
— Планируется ли пригласить в театр главного режиссера?
— К сожалению, присутствие главного режиссера не гарантирует высокопрофессионального интересного театра. У нас есть режиссер-постановщик, который занял серьезное место в театре. Как правило, он занимается текущими репетициями, а это гораздо важнее номинального присутствия главного режиссера. Тем не менее, главный режиссер будет, но совсем не для того, чтобы формально занимать эту вакансию.
— Каких сюрпризов зрители могут ожидать в новом, 75-м сезоне?
— Юбилеи хороши подведением неких итогов. Самое главное для нас — показать новосибирцам все достижения театра на сегодня. А нам есть что показать! Могу сказать, что режиссеры будут как очень известные, так еще и не знакомые Новосибирску. Это очень важно, поскольку должен же кто-то открывать новые имена. Будет большое количество премьер, масса юбилейных мероприятий. Например, мы откроем большую выставку в Краеведческом музее, посвященную 75-летию «Глобуса». И главное — постараемся не забыть ни одного человека, который является частичкой сегодняшнего театра.