Татьяна Настина, «Aкадем.инфо»
На
11
ноября в
«Глобусе» намечена премьера спектакля «Толстая тетрадь» по
одноименному роману Аготы Кристоф, который называют «самой безжалостной книгой минувшего столетия». 26
октября актеры, исполняющие главные роли братьев-близнецов Клауса и
Лукаса
— Никита Сарычев и
Иван Басюра
— и
завлит «Глобуса» Инна Кремер ответили на
вопросы новосибирских театралов в
«Плинии Старшем».
Венгерка Агота Кристоф, пишущая на французском языке, написала «Толстую тетрадь» в 1986 году. В основу книги лег дневник братьев-близнецов Клауса и Лукаса, дневник, рассказывающий о их детстве со всеми его радостями и во всей его неприглядности. Книга не получила однозначной оценки в обществе: достаточно сказать, что в 2001 году в одном из колледжей Франции во время урока литературы в кабинет ворвались полицейские и арестовали учителя. Его обвиняли родители учеников, увидевшие, что они проходят на занятиях «Толстую тетрадь» Аготы Кристоф.
Дело было очень громким, но когда в защиту романа выступили литературоведы и критики, они сумели доказать художественную ценность и оправданность всех, даже самых нелицеприятных моментов в книге. С тех пор роман официально находится в ряду классических произведений франкоговорящего населения.
Нынче, возможно, в дань года Франции в России, этот роман поставил главный режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый. Как рассказали корреспонденту Academ.info актеры, исполняющие главные роли в спектакле, инсценировке подлежала только первая часть романа, в которой героям по 10 лет.
— Но ведь вам уже не 10 лет, а поведение Клауса и Лукаса в книге тоже совсем не детское. Как мы поймем, что вы играете детей?
Никита Сарычев: «Толстая тетрадь» имеет притчевый характер, а поэтому возраст не так важен. Ну и мы все-таки исходили из того, что герои — дети, и через эту призму оценивали их поступки и осознание мира. Но, тем не менее, спектакль взрослый, тема и материал очень сложные. В романе тысяча событий, которые не случатся с нами в обычной жизни. Надеюсь.
— События книги происходят в военное время. Как вы показали войну?
Никита Сарычев: В нашей версии тема войны — это предлагаемые обстоятельства. Война существует сама по себе. Она есть всегда. Я сплю — есть война, я просыпаюсь — она есть. У людей войны другое восприятие мира. Это время, когда моральные ценности могут пропасть, когда, например, голод, и еды нет вообще. Когда не ел 4 дня. И невозможно не думать о голоде. И все мысли и действия диктуются этим. По сравнению с теми проблемами наши современные душевные перипетии, размышления о судьбах мира как-то мельчают.
— Вас впечатлила книга?
Никита Сарычев: Когда я прочитал роман, я был шокирован и потрясен, но я что-то в нем нашел, он мне понравился. Но нельзя убрать из него все страшные и жестокие вещи — тогда вся история потеряет смысл, потому что герои учатся жизни, именно проходя через все это. Мы не собираемся показывать чернуху, но не избежать нелицеприятных сцен, провокационных по отношению к зрителям.
— Как вы относитесь к своим героям?
Никита Сарычев: Мы их оправдываем. Вообще, оправдание своего персонажа — первое правило актера.
Иван Басюра: Никто не будет играть плохого.
— Сложно играть близнецов, не будучи даже братьями?
Инна Кремер: Ребята только что после репетиции и до сих пор, кажется, не до конца вышли из ролей. Внешне близнецы, конечно, схожи, но они разные внутри. И вы видите открытого, разговорчивого Никиту и замкнутого, молчаливого Ивана. Расскажу еще, что когда ребята только пришли в наш театр, Алексей Крикливый сразу же увидел в них персонажей романа, который давно собирался поставить.
— Как спектакль повлиял на вашу жизнь?
Никита Сарычев: Когда работаешь в каком-то материале — все воспринимаешь через него, весь мир. Поэтому скажу, что спектакль повлиял на все.
— В спектакле задействован актер «Красного факела» Лаврентий Сорокин в роли кюре. Почему актеры переходят в другие театры?
Ирина Кремер: Это нормальная миграция артистов. Конечно, им сложно приспосабливаться к другой театральной политике, привыкать к новому коллективу. Но они имеют право менять место работы.
Никита Сарычев: И это показывает, что город живой, что нет никаких театральных «лагерей».