Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Андреас Мерц-Райков: «Поставить русскую классику в Германии – это моя мечта»

16 Марта 2017
Лилия Вишневская, «Бумеранг»

«Сладкоголосая птица юности»... На малой сцене молодежного театра «Глобус» уже прошли первые премьерные показы этого, пожалуй, самого ожидаемого спектакля нынешнего театрального сезона, поставленного по пьесе американского драматурга Теннеси Уильямса. В самом сердце Сибири Андреас Мерц-Райков не только реализовал свою давнишнюю мечту — рассказать историю о Голливуде, но и подарил нам совершенно новый театр.

Да, многое в этот раз для «Глобуса» складывается впервые. Впервые театр берется за американского драматурга, впервые работает с немецким режиссером. И впервые на малой сцене представлена очень интересная работа, в которой смешиваются разные стили и жанры. И всё это на фоне драматической истории человека, который гонится за своей «сладкоголосой птицей счастья». Такое «ассорти» театральный Новосибирск тоже переживает впервые!

О театре, школе Станиславского и Брехта, о работе над спектаклем и многом другом рассказывает режиссер Андреас Мерц-Райков.

В Сибирь меня занесла злая судьба

Андреас сам себе удивляется, как его занесло столь далеко от комфортной Европы — в Сибирь.

 Не иначе это «злая» судьба: не знаю, что я сделал в прошлой жизни (смеется). Свой путь в Россию я проложил еще пять лет назад, даже нашел здесь свою жену. Начинал работать в Донецке, Одессе, Алма-Ате, в Саратове, постепенно углублялся в дебри вашей страны. Не понимаю, что у меня за дела в этой Сибири, тем не менее, я здесь. И это мне нравится (смеется). Недавно побывал в одном провинциальном театре Германии, пообщался с труппой и вдруг понял: они действительно играют по-другому! Здорово, что здесь я могу поработать с российскими актерами в совершенно новом для них стиле. У меня совсем иная школа. Но я уверен, что столь разные наши подходы могут обогатить друг друга. Если я, немец, делаю постановку с немецкими актерами, то это, грубо говоря, немецкий фильм с немецкими же субтитрами. А с русскими — совсем другое! Моя встреча с новосибирским театром, столкновение двух школ — это новый толчок к творчеству. Мне уже сейчас интересно вернуться в Германию и поработать с тем, что я накопил в России, использовать этот опыт на немецкой сцене...

«Теннеси Уильямса не зря считают „американским Чеховым“. В этом произведении мы также встречаем персонажей, которые отражают нашу собственную жизнь. Трагедия в том, что герои осознают: им не получить того, чего, как они думают, заслуживают. Калейдоскоп упущенных возможностей. Каждый из нас желает, чтобы ему позволили быть тем, кем он хочет. Вот об этом пьеса...». Режиссер Андреас Мерц-Райков

Для меня важно понять внутренний мир актера

Андреас рассказал, чем он руководствовался при выборе актеров на главные роли.

 Я встречался со всеми актерами труппы. По полчаса разговаривал с каждым, пытался составить впечатление, что за человек, что бы мне понравилось или не понравилось в нем в личном плане. Кто с кем мог бы закрутить интрижку, кто с кем не найти общий язык. Когда выстраиваешь ансамбль для постановки, важно не только найти претендента на главную роль, важно понять, как у героев могут выстроиться взаимоотношения. Я не верю, что есть идеальная актриса для роли Александры дель Лаго, но всегда есть решение. Мне интересно не то, чтобы Светлана Галкина сыграла идеально, а то, как эта роль зазвучит в преломлении ее личности, как отзовется в ее личном опыте? Что общего имеет с ее жизнью? Какие темы мы встретим, ранее нам неизвестные? Какие моменты радости, надежды, счастья и страхи? Конечно, за полчаса невозможно сложить объективное впечатление о человеке, но что-то протестировать можно. Я могу разозлить кого-то, с кем-то пофлиртовать — и я уже вижу реакцию собеседника на ситуацию. А еще на этих встречах я спрашивал у всех актеров, кто самый сексуальный мужчина в ансамбле театра. Все голоса были отданы одному и тому же человеку (смеется)!

 Андреас — человек с другим менталитетом, с другим подходом к творчеству. Он со мной не заигрывал, а я не старался ему понравиться. Мне было интересно слушать его, отвечать на какие-то нестандартные вопросы, провоцирующие актера на честный или нечестный ответ. На репетициях он общается с нами преимущественно на английском, немного на немецком, остальное — на русском языке. Но мне важно, чтобы Катя перевела всё это, чтобы я убедился, что всё понял правильно. Эмоцию ты считывашь безусловно, другое дело — тебя он дураком назвал или не тебя, — смеется исполнитель роли Чэнса Уэйна Максим Гуралевич.

«Андреас ломает все стереотипы восприятия актера. Он может спросить, откуда лучше выйти герою на сцену. И услышав мой ответ: „Может, из-за деревьев?“, отвечает: „Нет, это банально. Вот поэтому ты актер, а я режиссер“. С ног на голову переворачивает мое внутреннее представление о добре и зле, заставляет по-новому воспринять внутренний мир героев. В его интерпретации всё выглядит совершенно иначе. Это удивляет и восхищает». Актер Максим Гуралевич

Моя цель — запустить механизм размышлений

Режиссер также объяснил, почему для постановки в театре «Глобус» выбрана именно «Сладкоголосая птица юности».

 Я предлагал ряд пьес, но театр склонился именно к этому материалу. Раскрою секрет: при выборе материала решающим для меня является наличие трех аспектов: что произведение мне интересно в целом, что я могу как-то соотнести себя с основной темой пьесы. Наконец, что я могу ассоциировать себя с главным персонажем. В этой пьесе ряд потрясающих тем! Например, линия: у меня есть цель, я хочу ее достичь, но не получается. Подобное происходило со мной в жизни. Борьба с собой, когда ты видишь уходящий поезд, но не можешь его остановить... Это очень страшно. Интересна линия компромисса с самим собой. Человеку приходится осознать, что он не может достичь мечты честным способом, и тогда приходит решение применить нечестные методы. В этом контексте для меня важен вопрос: откуда в этом мире берется зло и почему хороший человек совершает плохие поступки? Есть яркая тема главной героини. Окружающих она воспринимает враждебно, не доверяет им. Вдруг наступает момент, когда она осознает, что полюбила. И, возможно, этот человек тоже ее полюбит. Мир, в котором обитают монстры, меркнет, сужается до отношений двух любящих людей, которые никогда не предадут друг друга. Необычна линия политики, прописанная в пьесе — ее ведет Евгений Важенин. Авторитарный правитель, пытающийся удержать общество, как ему кажется, в равновесии. Он не монстр, тем не менее, подавляет окружающих... Но в этой пьесе не только множество интересных для меня как режиссера тем. В ней присутствуют персонажи, которые отражают нашу с вами жизнь. Это меня всегда подкупает. Ведь я стремлюсь делать такие постановки, чтобы после просмотра зритель мог рассуждать и рефлексировать над своим собственным жизненным опытом...

Моя задача — взять на себя роль «Петрушки»

Режиссер человек смелый. Он, как гроссмейстер фигурами на шахматной доске, управляет актерами на сцене. Нивелировать чувство страха у актера — в этом Андреас видит свою основную задачу.

 Театр — странное место. Я должен выйти перед толпой и что-то показать. Но это очень нелегко: вдруг потом скажут, что я недостаточно хорош или просто засмеют меня? Как режиссер я пытаюсь преодолеть этот страх, создать рабочую атмосферу, в которой нет места этой эмоции. Моя задача — взять на себя всю ответственность, чтобы актер понял, что не может совершить ошибку. Тогда он раскрепостится, начнет пробовать, экспериментировать. Я обязан взять на себя роль Петрушки(смеется), чтобы участники постановочного процесса не опасались, что окажутся в глупом положении. Другое дело, актеры не могут всегда играть под моим руководством. Поэтому в какой-то момент наступает перелом: они должны взять на себя львиную долю ответственности, а потом нести ее уже самостоятельно, чтобы «присвоить» спектакль...

В системе Брехта меня привлекает эстетика

Режиссер признался, что давно работает и по системе Станиславского, и по системе Брехта. Что мечтает поставить русскую классическую пьесу в Германии, но не видит смысла браться за «Вишневый сад» в России.

 Русская классика в России? Пожалуй, я не созрел для такого шага (смеется). Хочу, чтобы в моих постановках люди открывали что-то новое для себя, неизвестное. Если браться за «Вишневый сад» Чехова, придется бороться со стереотипами пяти тысяч постановок, которые были сделаны до меня. Мне кажется, это не очень привлекательно. А вот поставить русскую классику в Германии — моя мечта!

Что касается системы Станиславского, я работаю по этой системе. Но мне кажется, что нет такого уж жесткого разделения между этими двумя школами. Существует клише, что система Станиславского означает, прежде всего, работу изнутри. Я что-то развиваю в себе, это во мне накапливается, начинает произрастать, выходить наружу... Это не совсем так, и уже поздний Станиславский пришел к прямо противоположному выводу. Такое же клише характерно и для системы Брехта: мы должны начать снаружи и тогда, возможно, достигнем внутреннего единства. Из собственного опыта скажу: работаем мы в одном направлении или в другом, в результате приходим к одному и тому же.

Что меня привлекает в системе Брехта? Его эстетика! Она означает, что не должно существовать четвертой стены. У нас всегда зритель присутствует в действии. Идея не нова — она существовала еще во времена Шекспира и Мольера. Просто в начале XX века возникло предложение — выстроить воображаемую стеночку, чтобы создать отдельный, идеальный мир. Почему для меня интересно разрушить эту стену? Когда смотришь фильм, всегда чувствуешь этот барьер. Но театр сильнее, чем фильм-спектакль в записи — он живой, он тут и сейчас. Чтобы этого достичь, нужно единство, ощущение того, что мы вместе — зритель и актеры. И главное — всё, что происходит на сцене, должно происходить по-честному. Но это было известно и во времена Станислаского! Еще один интересный момент системы Брехта — играть не для того, чтобы увести зрителя в сказочный мир и на время отвлечь его от собственной реальности. Предоставить «зеркало», чтобы он мог представить свою жизнь! Для этого и нужен минимум декораций, чтобы можно было сосредоточиться и не отвлекаться на детали, чтобы весь спектакль происходил «в голове», чтобы у зрителя возникали и развивались свои собственные фантазии. Тогда спектакль будет о вас — вы сможете встроить в него свой опыт, свою жизнь...

 Школа Брехта — это то, с чем я никогда еще не сталкивался в своей работе, — делится мыслями Максим Гуралевич. — А когда столкнулся, понял, как всё это для меня сложно и доходимо. Когда долго работаешь по одной системе, ты хоть и развиваешься, но костенеешь в этом направлении. Поначалу я был в панике, сомневался, смогу ли вообще это осилить. Раздражался, злился на самого себя,. Режиссер мне объясняет, сам всё показывает — максимально талантливо, громко, заразительно. Но делает это так, как ты никогда не повторишь! И ты понимаешь: вот он, уровень! А как это сделать — не понимаешь. Нет у тебя ни технологии, ни методов... Мы привыкли работать в партнера на сцене. Услышали от него фразу — ему ее отдали. А здесь в большинстве случаев партнер вообще не важен. Важен зритель. Я доношу историю зрителю, а партнер лишь средство. Все действие происходит только через зал. Нужно запомнить не столько моменты, как я общаюсь со зрителем, нужно запомнить способ существования. Не стану утверждать, что осилил принципы школы Брехта — я в пути. Может, после 50 спектакля ими овладею. Да, это безумно сложно, но, с другой стороны, когда ты что-то преодолеваешь, пробуешь — ты развиваешься. Как актер, как личность, как творческая единица. И это здорово!

...Сцены из старых фильмов и роскошные костюмы. Блестящий актерский состав и необычные декорации. Поучительная повесть о том, как не упустить свой шанс, и грустная история потерянной жизни... Всё это сегодня — на сцене новосибирского театра «Глобус»!

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272