Сергей Чернышов, «ТАСС-Сибирь»
Новосибирск, 1 февраля. / Корр. «ТАСС-Сибирь» Сергей Чернышов. / В отличие от других театральных жанров, мюзиклов в нашей стране пока ставится немного. Премьера каждого из них становится настоящим событием в культурной жизни. В начале марта в Новосибирске состоится премьера мюзикла «Том Сойер». На этот раз авторы решили рассказать о подростках, которые ищут новые ощущения и хотят вырваться из скучной жизни. О том, чем уникальна эта постановка и каких сюрпризов следует ждать зрителям на премьере, рассказал музыкальный руководитель проекта Алексей Людмилин.
— Алексей Анатольевич, история о «Томе Сойере» кардинально отличается от сюжетов «Вестсайдской истории» и «НЭПа» — мюзиклов, поставленных на сцене «Глобуса». Кому адресована эта постановка?
— Это история для всех. Сам Марк Твен писал, что рассказы о Томе Сойере предназначены для развлечения мальчиков и девочек, но представляют интерес для всех. Также и с нашим мюзиклом — он написан, прежде всего, для подростков, однако, как говорится, предназначен для семейного просмотра. Ведь сегодня растет поколение, которое не читало Марка Твена. Поэтому для детей он может быть настоящим открытием, а для старшего поколения — новый взгляд на известную историю.
— Но ведь жизнь и нравы подростков со времен Тома Сойера изрядно изменились...
— Жизнь осталась та же самая. Дети также рождаются, растут, бегают по улицам и живут своими мечтами. Поэтому разница между детьми времен Марка Твена и сегодняшними — небольшая. Да, сегодня дети не носят туфли и шляпы 19 века, но ведь желание познавать мир у них осталось.
— Одной из главных частей мюзикла являются, естественно, музыкальные композиции. Какая музыка будет в «Томе Сойере»?
— Для этой постановки написана хорошая музыка. У нее хорошая форма — это классические американские мелодии 30–40-х годов прошлого века. Их главное достоинство в том, что там есть мелодика, композиция. Эта музыка не претендует на классические основы, однако ее давно знают и поют. Композитор, который ее написал, — Виктор Семенов — очень любит классический джаз. Но режиссерам гораздо труднее работать с такой мелодией, ведь обычно музыка к постановкам идет только фоном, а здесь она является важной частью всего мюзикла. На самом деле, для режиссера связать музыкальную драматургию и текст очень не просто. Сделать мюзикл — это не «Князя Игоря» поставить в Оперном театре. Там хор поставили, и они стоят на протяжении всей оперы, а здесь актеры должны двигаться, совмещать разные элементы. В первую очередь, хочу отметить, что вся музыка записана живым оркестром, мы не применяли никакой электроники. Конечно, можно было все сделать на компьютере, однако музыка потеряла бы процентов 50 смысла. Работа в этом направлении шла непросто. Мы записали все композиции за 4 дня, тогда как реально на это нужно было 10 дней. Но оркестр стоит больших денег, поэтому работать пришлось оперативнее. В целом музыка записана неплохо. Однако, я суеверный человек, поэтому пока об успехе говорить не буду. Судя по моему опыту, спектакль иногда может выдать неожиданные результаты. Поэтому нашу работу объективно может оценить только зритель.
— Будут ли в спектакле сюрпризы?
— Конечно, однако о них мы пока предпочитаем не говорить. Отмечу, например, что в нашем спектакле будет звучать гимн Соединенных Штатов, и я уже в шутку могу пообещать, что буду стоять на фоне развевающегося американского флага.
— Насколько мюзикл «Том Сойер» соответствует классическим представлениям об этом жанре?
— Мюзикл — это определенная система, это значит, что там будет хорошая мелодичная музыка. Если так, то первый мюзикл написал Россини — «Севильский цирюльник», и «Волшебная флейта» Моцарта тоже была мюзиклом.
— А почему, по-вашему, в России жанр мюзикла пока не очень прижился?
— Почему же, мы его успешно здесь внедряем. Знаете, я был членом жюри «Золотой маски», когда впервые увидел мюзикл «Норд-ост». Тогда я увидел возможности мюзикла — его идеи именно в такой форме лучше доходят до людей. Синтез слов и музыки дает новые возможности режиссеру и актерам. К примеру, в момент исполнения танца летчиков в зале стала ощущаться какая-то необъяснимая тревога. Потом оказалось, что именно в этот момент в зал вошли террористы. Но это был первый поставленный в России мюзикл.
— Как появилась идея поставить мюзикл на новосибирской сцене?
—
Мюзиклом «НЭП», который первым появился на
новосибирской сцене, мы
как раз и
ставили перед собой задачу донести до
зрителей определенные идеи в
самой понятной форме. В
этом мы
были пионерами, поэтому я
с
полной уверенностью говорю, что я
родоначальник сибирского мюзикла. Следующий мюзикл
— «Вестсайдская история»
— никогда не
ставился в
России, и
это тоже впервые сделали
мы. А
«Тома Сойера» мы
задумали 4
года назад, и
только сейчас пришло понимание, что мы
готовы его поставить на
новосибирской сцене. О
том, какие проекты будем делать дальше, мы
пока думаем.