Юрий Соломеин

заслуженный артист России
Юрий Соломеин

Юрий Петрович Соломеин (1946–2012) – ведущий актер Новосибирского театра юного зрителя – Академического молодежного театра «Глобус» с 1969 по 2012 год.

Один из немногих артистов, кто посвятил всю свою творческую жизнь одному театру. Окончив в 1969 году ГИТИС, он сразу пришел в новосибирский тюз. В ГИТИСе учился у таких прославленных мастеров сцены, как народная артистка СССР Ольга Николаевна Андровская и актер, режиссер МХАТа Григорий Григорьевич Конский. Получив у них основы русской театральной школы, Юрий Соломеин каждой новой ролью подтверждал свою преданность выбранной профессии. На сцене он сыграл более ста ролей. В 1993 году Юрию Соломеину было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Благодаря тому, что Юрий Петрович – актер разноплановый, не укладывающийся в понятие «амплуа», его сценическая жизнь была разнообразна и красочна. За  годы преданного служения одному театру Юрием Соломеиным созданы уникальные образы. Их жанровый спектр широк: это и русская классическая драма, и комедии зарубежных авторов 17–18 веков, и современная драматургия. С увлечением и азартом артист долгие годы играл ведущие роли в сказочном репертуаре.

Среди работ разных лет: Сэр Тоби («Двенадцатая ночь, или Как пожелаете» У. Шекспира), Добчинский, Бобчинский («Ревизор» Н. Гоголя), Вернер («Русские люди» К. Симонова), Лиссо («Дурочка» Лопе де Вега), Ломов («Шутки Чехова» по произведениям «Предложение» и «Медведь» А. Чехова), Френк Стренч («Эквус» П. Шеффера), Левицкий («Дальше – тишина…» В. Дельмар), Расплюев («Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина) и многие другие.  

Сам Юрий Петрович выделял для себя такие роли: Юсов («Жадов и другие» по пьесе А. Островского «Доходное место»), Крутицкий («Наш человек» по пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»), Крисип («Забыть Герострата!» Г. Горина), Эдвар («Призвание – убийца» И. Муренко), Бог («Вторая смерть Жанны Д΄Арк» С. Цанева), Вральман («Недоросль» Д. Фонвизина), Король («Кот в сапогах» Ш. Перро).  

Любимые занятия Юрия Петровича (помимо театра) – рыбалка и художественная резьба по дереву.

Юрий Соломеин, заслуженный артист России: «Основа русского театра – ЧЕЛОВЕК. Это было предметом интереса в начале прошлого века, это остается и сегодня главным, несмотря на все прогнозы. Как для японцев – кабуки, для итальянцев – комедия дель арте, для англичан – королевский шекспировский театр, так для русских – реалистический психологический театр…»

Александр Галибин, народный артист России, главный режиссер театра «Глобус» с 2000 по 2003 год: «Впервые с Юрием Соломеиным мы встретились на репетициях спектакля „Игроки” Гоголя, в котором Юрий играет Михайло Глова. Он очень трудолюбивый актер, стремится к тому, чтобы роль стала яркой и была явлена зрителям так, как задумано режиссером. Он не суетится, не афиширует свою внутреннюю работу, но когда Соломеин выходит на сцену, его персонаж (благодаря точным и подробным деталям) оказывается живым и интересным. Юрий Петрович – сильный партнер, он внутренне подвижен и легко откликается на импровизации своих коллег. И, что не менее дорого в театре, он умеет существовать на сцене в монологе, удерживая внимание и интерес зрительного зала».

Юрий Шатин, доктор филологических наук: «Мы знаем, как изображать добродетель или злодейство – это, начиная с классицизма, имело четкую, конструктивную основу, потом обрастало приемами, штампы сменялись находками, а вот как сыграть роль „среднего человека”, которого нельзя назвать ни положительным, ни резко отрицательным?.. Соломеин знает как. Он как будто специально создан для героев Островского».

Евгений Калашник, заслуженный артист России: «В спектакле „Убийство Гонзаго” мой герой произносит такую реплику: „У артиста должно быть чувство собственного достоинства”. Так вот у Юрия Соломеина есть это чувство. Он очень принципиальный человек, всегда и на все имеет свое собственное мнение, и никогда не пойдет на попятную, если с чем-то не согласен. Отстаивает свое как в творчестве, так и в жизни. Мы верим с ним в один театр – русский психологический. Когда играем в одном спектакле – это заведомо удовольствие, потому что он замечательный, чуткий партнер, прекрасный импровизатор. Каким-нибудь словом или жестом он может помочь, направить к точной игре, подтолкнуть в верном направлении. Я благодарен судьбе за то, что в этом театре, на одной со мной сцене, и вообще в моей жизни есть такой человек, как Юрий Соломеин. С ним я могу поделиться самым сокровенным…» 

Спектакли прошлых лет

Mutter
Кузьмин
Анна Кристи
Крис Кристоферсон
Беда от нежного сердца
Мелюзга Григорий Сидорович, экзекутор в департаменте Разгильдяева
Бульвар Преступлений
Барон де Ремюза
Вишневый сад
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик
Две маленькие трагедии
«Русалка» / Мельник
Дети солнца
Назар Авдеевич
Жадов и другие…
Аким Акимыч Юсов, старый чиновник, служащий под начальством Вышневского
Женитьба
Жевакин
Зверь
Отец
Коварство и любовь
Миллер, музыкант
Конек-Горбунок
Старик, Царь
Много шума из ничего
Кизил, полицейский пристав
Монарх
Теодор Уолси
Наш человек
Крутицкий
НЭП
Нарком
Плутни Скапена
Аргант, отец Октава
Прощальная гастроль князя К.
Афанасий Матвеевич, ее муж
Скупой
Комиссар
Театральный роман
Иван Васильевич, директор Независимого театра
Том Сойер
Мэфф Потер
Чума на оба ваши дома
Синьор Капулетти
Шукшин. Про жизнь
Дед Тимофей, Николай Угодник
Ю
Барсуков