Друзья! В театре «Глобус» завершилась работа режиссерской лаборатории «Тургеневская девушка», посвященной 205-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Проект осуществлен при поддержке Министерства культуры Новосибирской области в партнерстве с Новосибирским государственным театральным институтом.
Задачей лаборатории стало исследование образа тургеневской девушки и его соотношения с сегодняшним днем. В качестве актерского ресурса были задействованы артисты «Глобуса» и студенты театрального института.
10 октября 2023 года состоялись показы эскизов спектаклей и обсуждения со зрителями, которые приняли участие в голосовании за лучшую работу. По итогам проведения лаборатории будет принято решение о дальнейшей разработке фаворита зрительского голосования для включения в репертуар театра «Глобус».
Режиссером первого эскиза по роману «Накануне» стала выпускница НГТИ Анастасия Чередниченко. Цельная, объемная, внешне лаконичная, наполненная тонкими нюансами работа раскрывала темы непростых взаимоотношений отцов и детей и выбора собственного жизненного пути. На вопрос, как для себя постановщик расшифровывает название произведения, Анастасия ответила: «Это история пробуждения личности. Накануне самой себя. Тему можно развивать и дальше: накануне любви, прощания, смерти любимого. Но в большей степени: накануне тургеневской девушки. Этот образ для меня — не тип далекой эпохи, а тип взросления. Когда из девочки ты превращаешься в личность, когда с тобой происходят события, после которых ты можешь принимать решения, брать на себя ответственность».
Второй эскиз был поставлен по повести «Клара Милич». В спектакле студента 4 курса НГТИ Дмитрия Шмакова каждый герой через собственное восприятие раскрывал разнополярные черты главной героини. Видимо, поэтому на сцене слилось множество жанров: от мелодрамы до хоррора, от комедии положений до трагедии. Режиссер рассказал о своем замысле: «У Тургенева существует основная тема — испытание любовью. Что будет с человеком, если перед ним окажется большое чувство? Каким он будет перед лицом любви? И в связи с этим тургеневская девушка как архетип оказывается камнем преткновения для мужчин разных возрастов. Клара Милич у Тургенева выписана такой неуловимой, поэтому мы придумали воздух для зрителя, каждый может себе ее выдумывать. Мы не видим героиню целиком, мы видим какие-то фрагменты, вспышки, ускользающий образ».
Третий показ получился самым эмоциональным: публика аплодировала стоя. Студент 4 курса НГТИ Никита Новиков — режиссер эскиза по повести «Дневник лишнего человека» — признался, что на время лаборатории попытался «стать персонажем Тургенева»: «Я хотел почувствовать нерв этого героя. Понять, как для него раскрывается понятие тургеневской девушки. Мы все знаем, что Иван Сергеевич был безумно и неразделенно влюблен в оперную певицу Полину Виардо, какие отношения у него были с матушкой. Там какие-то мостки, рифмы с произведением существуют. Если вы прочтете текст, то поймете, что персонаж, когда пишет дневник, где-то врет, где-то смеется над собой. Поэтому к нашей работе мы нашли „старый добрый ключ“ — иронию». Команде досталось самое сложное для адаптации помещение. Но именно это сработало в плюс постановке: сценографическое решение оказалось наиболее ярким и атмосферным.