Друзья! С 18 по 21 апреля 2019 года в рамках Года театра в Российской Федерации в Новосибирске проходят финальные мероприятия Международного конкурса новой драматургии «Ремарка». Фестиваль читок конкурса проводится при поддержке Министерства культуры Новосибирской области на площадке Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» — официального партнера конкурса и участника программы.
18 апреля состоялась пресс-конференция, посвященная открытию фестиваля. Предлагаем вашему вниманию фрагменты «прямой речи» спикеров — организаторов и экспертов крупнейшего конкурса современной русскоязычной драматургии.
Олег Липовецкий, режиссер, художественный руководитель конкурса «Ремарка»:
— «Ремарка» проходит в восьмой раз. Когда-то в 2011 году она впервые состоялась в Петрозаводске. Тогда на конкурс пришло около сорока пьес. В 2018 году пришло более восьмисот пьес. По нашим подсчетам, это самое большое количество работ из конкурсов современной русскоязычной драматургии. Около семидесяти человек работают в команде «Ремарки» — эксперты, редколлегия, жюри. Наши авторы живут не только в России, но и по всему миру. В конкурсе четыре номинации: «Весь мир» (русскоязычные авторы, в этом году представлены двенадцать стран), «Маленькая Ремарка» (пьесы для детей и подростков), «Программа off» (эксперименты) и «Местный регион» (в этом году это авторы Сибирского федерального округа).
«Ремарка» отличается от других конкурсов тем, что каждый год проходит в новом городе. Одна из наших миссий — объединение, сшивание театрального пространства: мы стараемся сделать так, чтобы в финальных читках принимали участие все театры принимающего нас города. И сегодня мы хотим поблагодарить нашего главного партнера в Новосибирске — театр «Глобус», всех участников читок: театры «Красный факел», «Понедельник выходной», театр п/р Сергея Афанасьева, «Первый театр», Мастерскую Крикливого и Панькова и театральный институт. Для любого начинания важен бюджет, и мы должны поблагодарить Министерство культуры Новосибирской области, которое предоставляет нам финансирование.
Мария Огнева, драматург, куратор номинации «Маленькая Ремарка»:
— Номинация существует второй год. Сегодня кроме того, что взрослое жюри выбирает победителей, у нас появилось детско-подростковое жюри. Мне показалось несправедливым, что взрослые решают, что интересно детям. Я выбрала ребят с пятого по одиннадцатый класс. Это все мои ученики из разных городов России, изучающие драматургию, подкованные ребята, понимающие, что такое конфликт, герой. Во время обсуждений они говорили очень профессиональным языком и выбрали своих трех победителей.
Павел Руднев, театральный критик, эксперт конкурса:
— Олег Липовецкий придумал гениальную продюсерскую модель. Этот конкурс передвижной и он всякий раз зависит от доверия к нему лично какого-то театра. Ведь как акции организуются чаще всего — звонит административный ресурс и накачивает театр, что надо сделать то или это. У Липовецкого нет никакого административного ресурса, за ним существует только вера в него. Это важно и существенно — такие горизонтальные связи, частная инициатива, которая развивает театр гораздо значимее, чем какие-то приказы.
И цифры — восемьсот пьес — о многом говорят. Драматург ведь тоже думает — куда послать свой текст. Важно прозвучать именно на «Ремарке», потому что этот конкурс сегодня занимает лидирующие позиции. Кроме всех слов о необходимости развития современной пьесы, венчании драматурга с современным театром, важно вводить драматургов в само тело театра. И то, что читки делаются на глазах самих драматургов — крайне важно. Драматург всегда созревает в театре, а не за его пределами. Задача «Ремарки» — найти репертуарную пьесу. Понятно, что есть поиск и эксперимент, но это текст, который ложится на стол завлита, условно говоря. Это текст — предложение театрам.
Кристина Матвиенко, театровед, член жюри конкурса:
— Так устроено, что та работа, которую делают эксперты до нас, ридеры, — очень серьезная. В итоге мы получаем хороший отбор. Если говорить о тенденциях современной драматургии: много пьес, где говорится о персональном опыте человека, очень не нарядном и не ярком, повседневном. Люди, особенно молодые, любят фиксировать свою жизнь в самых тривиальных ее подробностях. Пьеса — ровное течение, интересное, талантливое и свежее. Были в конкурсе документальные пьесы, которые заново смотрят на историю, открывают ее для себя и заодно — для нас. Травматичные зоны такие.
Я прочитала шестьдесят пьес — на семьдесят процентов они были интересны. Выбрать двенадцать пьес для финала — по три в каждой из четырех номинаций — было сложно, потому что здесь нет слабого и сильного. Есть богатый ассортимент высказываний разных людей про современность. Программа в итоге разнообразная, в ней нет ни одного тренда, ни одного поколения, в ней есть разные города. Интересно, как в Новосибирске разные компании артистов и режиссеров прочтут и покажут это. И мы поймем правильность своего выбора, потому что пьесу слышишь и видишь только тогда, когда она актером освоена. Я желаю нам всем интересного приключения!
Напоминаем, что с 18 по 21 апреля на малой сцене «Глобуса» будут представлены двенадцать пьес. Ежедневно один из экспертов конкурса проводит лекцию в гостевой комнате театра. Вход на мероприятия проекта по регистрации: globus-nsk.timepad.ru.