28 сентября 55-летие творческой деятельности отметит заслуженная артистка России Тамара Кочержинская

19 сентября 2019

Друзья! 28 сентября 2019 года заслуженная артистка России Тамара Кочержинская отметит 55-летие творческой деятельности. В этот день она выйдет на сцену в роли Антониды Васильевны Тарасевичевой в спектакле «Игрок» Ф. Достоевского. Начало на большой сцене в 17.00.

Тамара Кочержинская окончила Свердловское театральное училище в 1964 году. Работала в Калужском драматическом театре имени А. В. Луначарского, Читинском областном драматическом театре, Новосибирском государственном театре «Красный факел». В 1970 году актриса была приглашена в труппу Новосибирского театра юного зрителя (ныне – театр «Глобус»).

За эти годы Тамара Исмаиловна неоднократно удостаивалась почетных наград, среди них: звание «Залуженная артистка Российской Федерации» (1988), общественная награда РФ – орден «Долг и честь» (2012), Благодарность Президента Российской Федерации за заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность (2015) и многие другие.

Тамара Кочержинская – самобытная, глубокая актриса, одна из самых востребованных в старшем поколении труппы. Широчайший диапазон возможностей и мгновенность перехода от одного стилевого регистра к другому – ее главные особенности. Тамара Исмаиловна тактично выявляет контрастные черты: в психологической роли может найти какую-то ироничность, остроту. И напротив, лиричность – у лицедейского персонажа.

За последние годы ею созданы запоминающиеся образы: Джесси («Девочки из календаря» Т. Фёрта), Сеньора Бальбоа («Деревья умирают стоя» А. Касоны), Антоновна («Дети солнца» М. Горького), Наталья Дмитриевна («Дядюшкин сон» Ф. Достоевского), Войницкая («Дядя Ваня» А. Чехова), Баронесса де Симиан («Маркиза де Сад» Юкио Мисимы), Мария Яковлевна («Русское варенье» Л. Улицкой), Кипарисова («Софья Петровна» Л. Чуковской), Муза Поэта («Циники» А. Мариенгофа).

Интересны ее работы в спектаклях для детей: Королева Мышильда («Щелкунчик» Э. Т. А. Гофмана), Тетушка Ганимед («Три толстяка» Ю. Олеши), Бабушка («Снежная королева»), Фея любви («Спящая красавица»), Август («Двенадцать месяцев» С. Маршака), Купчиха Трофимовна, Фрау Лизбет («Щука, Меля да Емеля» Н. Соболевой), Ель, Медведица («Как стать Снегурочкой?» А. Богачевой) и др.

Роль Старшенькой в исповедальной истории о солдатских матерях – спектакле «Мамочки» В. Зуева – одна из самых пронзительных в репертуаре актрисы. Глубоким проникновением в образ она показывает истинную любовь матери к ребенку в любых обстоятельствах. Тамара Кочержинская работает в камерном пространстве малой сцены искренне и безупречно. Погружает зрителя, увидевшего настоящее, небутафорское горе, в необъятную печаль матерей, неизменно вызывая у него слезы.

Острым отрицательным обаянием наполнена роль Бабушки в спектакле «Толстая тетрадь» А. Кристоф. На сцене – желчная старуха, которую все окружающие называют не иначе как ведьмой. Но актриса не просто играет суровую и жесткую героиню, она искусно создает образ одинокой постаревшей женщины со сложной судьбой.

Искрометная, эксцентричная помещица Антонида Васильевна Тарасевичева в русской классике «Игрок» по роману Ф. Достоевского в очередной раз подтверждает, что актрисе подвластен любой жанр, и комедийный в том числе. В характере этого неоднозначного персонажа сочетаются гротесковые, острокомические и психологические подробности.

Даже эпизодическая роль может стать для Тамары Исмаиловны откровенной удачей. Так, невероятным обаянием подлинности и достоверности характера обладают ее хитровато-эгоистичная Сиделка в недавно ушедшей из репертуара комедии «Дуэт „The Sunshine boys”» Н. Саймона и чудаковатая Княгиня Засекина в тургеневской «Первой любви».

Особого внимания заслуживает работа артистки в драме «Русский роман» М. Ивашкявичюса. Существование в структуре спектакля экспериментального, ультрасовременного, визуально насыщенного дается Тамаре Кочержинской удивительно органично. Она играет Аксинью – былую возлюбленную Льва Толстого, крестьянскую бабу, встающую противовес законной супруге писателя. То, с какой тонкостью актриса выстраивает рисунок роли, и с каким упоением за этим следит зритель, подтверждает ее особое дарование. Игра актрисы очень сдержанна и одновременно завораживающе экспрессивна.

Тамара Кочержинская – всегда во многом сама режиссер, автор своей роли, ее линий, акцентов, поворотов. Эта способность позволила ей когда-то успешно выступить в качестве автора и режиссера литературно-драматических композиций «Незнакомый Некрасов» и «Есенин. Опыт постижения поэта».

Т. И. Кочержинская является опытным, внимательным и чутким наставником молодого поколения актеров театра «Глобус». Десятилетия она отдала преподавательской деятельности в Новосибирском государственном театральном институте (ранее – училище), являясь доцентом кафедры актерского мастерства и режиссуры. Ее студентов неизменно отличает высокий уровень владения профессиональными навыками. Многие из ее учеников работают в столичных театрах.

Тамара Исмаиловна Кочержинская – гордость театра. Авторитет актрисы определяется ее высокой внутренней культурой, преданным отношением к делу, пониманием долга актера как миссии.

Специально к знаменательной дате в верхнем фойе «Глобуса» открыта фотовыставка, где представлены лучшие роли Тамары Исмаиловны Кочержинской. Приглашаем!