Женщины Есенина, Прилепина, Кехмана в «Глобусе»: кто, что, зачем?

10 июня

Александр Савин, «Континент Сибирь»

В ожидании спектаклей «Женщины Есенина», которые пройдут в новосибирском театре «Глобус» 15 – 17 июня, известные российские актрисы, исполнительницы  ролей в постановке МХАТ им. Горького (директор – Владимир Кехман), ответили на вопросы «Континента Сибирь».

Кого вы играете? Кто она – ваша «женщина Есенина»?   

АЛИСА ГРЕБЕНЩИКОВА,
исполнительница роли Зины Райх

– Зинаида Николаевна была «нервом» своего времени. Революция – смерч, который сначала вынес ее наверх, затем уничтожил. Сложные отношения Зинаиды Николаевны с Сергеем Александровичем в первую очередь обусловлены ее характером – страстным, непримиримым, своенравным. Возможно, Райх очень напоминала поэту его мать, это и притягивало к ней, и отталкивало. Она была женщиной с «крепкой рукой», которая вела хозяйство, растила детей и отчасти управляла его жизнью. Благодаря ее работе в партийном аппарате их семья переехала в Москву… А если ты сильно вкладываешься в человека, то разлюбить навсегда, наверное, невозможно.

НАТАЛИЯ МЕДВЕДЕВА,
исполнительница роли Сони Толстой

–  Голос Есенина зазвучал для Софьи Толстой впервые в 1921 году в кафе «Стойло  Пегаса», а познакомились они 9 марта 1925 года у Галины Бениславской. В тот же день Есенин сделал Софье предложение. Она согласилась сразу. На мучительное ожидание свадьбы. На противостояние «московского хулигана» авторитету «великого старца». На неравную борьбу со смертельным недугом мужа. На побег любимого – в смерть. На миссию литературного редактора, хранителя и защитника наследия поэта.

Безусловно, она с самого начала чувствовала, что ничего из этого брака не выйдет. Мать часто упрекала ее в идолопоклонничестве. Но Софья решила, что это ее крест, и она хотя бы постарается спасти мужа. И сам Есенин порой верил, что она создаст теплый островок спокойствия. А Софья на самом деле боролась до конца за его жизнь…

ЕКАТЕРИНА ВОЛКОВА,
исполнительница роли Айседоры Дункан

–  Легендарная «босоножка» Айседора Дункан приехала в красную Россию утверждать свободный танец – «божественное отражение человеческого духа». Айседора залечивала душевные раны, потеряв в 1913 году в автокатастрофе сына и дочь. После того, как машина с детьми ушла под воду, только танец и искусство спасают ее от сумасшествия. И тут она видит Его, Есенина, столь похожего на ее сына. Она чуть не сошла с ума от златокудрого гения. Айседора давала Есенину материнскую любовь и принимала его безусловно. Он бил ее, а она все равно целовала этот кулак и прощала ему все. В какой-то момент это начало разрушать их жизни. Она не винила его, лишь себя…

ЕКАТЕРИНА СТРИЖЕНОВА,
исполнительница роли Татьяны Федоровны, матери Есенина

–   Я играю мать Есенина, Татьяну Федоровну – реальную женщину, которая родила миру гения! Я училась говорить с рязанским акцентом, я пыталась уловить ее индивидуальность – помогла одна единственная запись ее интервью, когда Татьяне Федоровне уже было уже 80 лет! Весь материал, который я изучила, говорит о том, что это была женщина видная, интересная, с характером! Не хотела выходить замуж без любви, так ее неделю в погребе держали, чтоб не сбежала. Со свекровью ужиться не смогла, ушла к родителям. Оставила Серёжу, уехала в город на заработки, влюбилась и родила на стороне сына – немыслимое в то время дело – весь род опозорила! Но муж так ее любил, что предложил вернуться… А Сергей, когда вырос, так и не простил матери предательства отца… Но дочку назвал Таней.

Вы похожи на свою героиню? Что дала вам эта роль как женщине и актрисе?

АЛИСА ГРЕБЕНЩИКОВА

– Нас с Зиной роднит умение брать на себя ответственность за всё и отсутствие страха перед трудностями. Но Зина резкая, страстная, а во мне течёт ледяная кровь Петербурга, я королева сдержанности. И в процессе подготовки роли мне нужно было полностью перемолоть себя, это оказалось очень болезненно, было ощущение, что Зина сводит меня с ума. Но такая роль — подарок для драматической актрисы! Она подарила мне новое понимание себя, как творческой единицы. Я стала гораздо смелее смотреть в глаза партнёрам и готова вступить в открытый конфликт, если режиссёр ставит такую задачу. Раньше мне это было сложно, так как в жизни я человек мирный.

НАТАЛИЯ МЕДВЕДЕВА

–  Нет, я не похожа. Во-первых, по возрасту. Во-вторых, я привыкла жить без розовых очков. Софья, к сожалению, не состоялась как супруга. Все ее намерения и порывы по отношению к Сергею Александровичу рухнули уже в первые недели.  Она наяву почувствовала, что поэт живет, как он говорил, с холодком в сердце. Женившись, Есенин продолжал флиртовать с другими, что, естественно, было ей крайне неприятно. То, что совсем недавно восхищало поэта в Соне – родство с великим Толстым, очень скоро стало для него поводом для раздражения, а для Софьи – проклятием. Он кричал на нее, оскорблял, упрекая ее во всех своих несчастьях… Я оправдываю Софью лишь тем, что она была слишком молода, как, впрочем, многие другие его женщины, была слишком увлечена гением поэта. «Бросилась в омут с головой» и не рассчитала сил… Незаслуженно унизительное обращение Есенина с Соней –  урок для тех, кто всю жизнь точно так же мучается и терпит, обманывая себя…

ЕКАТЕРИНА ВОЛКОВА

–  Мне кажется, мы даже внешне немного похожи. Я часто играю женщин того времени, и мне это безумно идет. Мне так же довелось быть женой гения, человека незаурядного. И по натуре я тоже революционерка и не терплю компромиссов в искусстве.

Как женщина, я получила от Айседоры Дункан огромную силу, надежду, возможность все время любить. А как актрисе мне этот спектакль подарил встречу с прекрасным режиссером Галиной Полищук. Это счастье – найти своего режиссера. С невероятной командой МХАТа им. М. Горького мы уже сроднились – делаем вместе второй спектакль, и хочется, чтобы наша творческая судьба была долгой и плодотворной.

ЕКАТЕРИНА СТРИЖЕНОВА

–  Я не сразу согласилась на эту роль. Раньше играла жён и любовниц, а здесь — мать! Оказалось, у роли большой возрастной диапазон: от 25 до 50 лет, до самой смерти Сергея Есенина. Любой актрисе интересно подобное «превращение». Татьяна Фёдоровна не «моя вторая натура», но я ее понимаю. Непокорная, гордая женщина, она просто родилась раньше своего времени. Ею движет любовь, страсть, сметающая всё на своём пути. Единственное, на что не способна лично я – это оставить своего ребёнка. Татьяна решилась на этот грех, а потом всю жизнь мучилась, разрывалась между детьми.

Главное, что дал мне этот проект как актрисе, это встреча с уникальным режиссёром Галиной Полищук и прекрасными партнёрами МХАТ им. М. Горького. В спектакле нет одного героя, здесь результат зависит от каждого!

Почему нужно идти смотреть «Женщин Есенина»?

АЛИСА ГРЕБЕНЩИКОВА

– «Женщины Есенина» универсальный спектакль! Он будет интересен и тем, что ходит в театр за эмоциями — тут они заполняют собой всё, и тем, кому нужно разгадывать режиссёрские ходы и загадки. Любители эффектного оформления оценят нашу сценографию во главе с огромным солнцем. Телезрители увидят вживую целую плеяду звёзд кино. И каждый узнает что-то новое про Сергея Есенина, про время, нравы и уклад двадцатых годов ХХ века.

НАТАЛИЯ МЕДВЕДЕВА

– Круговорот событий, встреч, любовь женщин, имажинизм настолько сильно погружают нас в мир поэта! Это сама жизнь! Со всеми сложностями! Но такая яркая и завораживающая!

ЕКАТЕРИНА ВОЛКОВА

– «Женщины Есенина» — это сама жизнь, акт творения. Часовой механизм, где каждый существует зачем-то и для чего-то. Все участники невероятно включены, творчески заряжены, ответственны и влюблены в действо. И это, конечно, чувствует зритель. Приходите на «Женщин Есенина», приводите друзей. Уверяю вас, это будет сильное впечатление.

ЕКАТЕРИНА СТРИЖЕНОВА

–  Во-первых, вы услышите стихи самого известного и самого любимого русского поэта. Сегодня они звучат очень актуально и болезненно, каждое слово – на расстрел души!

Во-вторых, ТАКОГО «неприглаженного» Есенина, без кудрей и балалайки, вы ещё не видели! Сотрудники Московского музея Есенина, которые смотрели абсолютно все фильмы и спектакли о поэте, сказали, что НАШ, в исполнении 23-летнего Андрея Вешкурцева, – самый близкий к оригиналу! Посмотрев спектакль, вы пополните свои знания о великом русском поэте: драматург Елена Исаева написала пьесу по мотивам книги Захара Прилепина из серии ЖЗЛ. Захар много лет собирал документы и своими ногами прошёл всеми маршрутами Сергея Александровича.

В-третьих, вы увидите женщин, которые поэта вдохновляли. Они все разные: великолепная Айседора Дункан в исполнении Екатерины Волковой, чувственная Зинаида Райх – Алиса Гребенщикова, верная Галина Бениславская – Агния Кузнецова, аристократичная Софья Толстая — Наталья Медведева, скромная Анна Изряднова – Екатерина Ливанова. Посмотрев спектакль, вы поймёте ПОЧЕМУ у Есенина не сложилось длительных отношений ни с одной из них, почему он не признавал своих детей, за что ненавидел мать, и КТО главная женщина в его короткой, но яркой жизни!

Наконец, «Женщины Есенина» – необычный спектакль! Быстрая смена во времени и пространстве, «клиповый» монтаж эпизодов сегодня особенно привлекает молодежь. Некоторые ходят по два-три раза!