Денискины рассказы
28
марта вторник
18:30
28 марта 18:30 · вторник
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Вишневые мартинсы
28
марта вторник
18:30
Алые паруса
29
марта среда
18:30
30
марта четверг
18:30
29 марта 18:30 · среда
30 марта 18:30 · четверг
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Перья и хвосты
29
марта среда
11:00, 14:00
Розенкранц и Гильденстерн мертвы
31
марта пятница
18:30
Братишки
1
апреля суббота
17:00
1 апреля 17:00 · суббота
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Доклад о медузах
1
апреля суббота
17:00
1 апреля 17:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Мальчики
2
апреля воскресенье
17:00
2 апреля 17:00 · воскресенье
Мальчики
12+
Малая сцена Владислав Крапивин
12+
Женитьба Бальзаминова
12
апреля среда
18:30
13
апреля четверг
18:30
Спасите Леньку!
4
мая четверг
18:30
5
мая пятница
14:00, 18:30

Загадки на букву «Ю»

25 сентября 2003
Ирина Ульянина, «Коммерсантъ»

В новосибирском театре «Глобус» близится к финалу работа над выпуском первой премьеры открывшегося нового сезона. 1 октября на малой сцене будет показан спектакль «Ю» по пьесе московского драматурга Оли Мухиной. По словам многих занятых в спектакле актеров, прежний сценический опыт в этой работе им не помог.

Пьеса написана в 1996 году и в столице поставлена уже дважды — в «Мастерской Петра Фоменко» и на малой сцене МХАТа имени Чехова. Причем, обе трактовки осуществил один режиссер Евгений Каменькович.

Молодой красноярский режиссер Алексей Крикливый, воплощающий «Ю» в новосибирском «Глобусе», признается, что мечтал об этой работе с того момента, как прочел сочинение госпожи Мухиной. Об авторе — 33—летней выпускнице литинститута имени Горького — стоит сказать, что дебютировала она рано. Свою первую пьесу «Печальные танцы Ксаверия Калудского» Ольга Мухина написала еще в 1989 году, и критики мгновенно отнесли ее творчество к новой драме, заметив в нем развитие драматургических традиций, начало которым положили Людмила Петрушевская, Нина Садур и другие авторы, увлеченные поиском стилистики, адекватной изменившемуся времени. Ольга Мухина написала пять пьес о любви, большинство из них переведено на разные европейские языки и ставилось не только в театрах России, но и во Франции и Германии. Особый успех выпал на долю пьесы «Таня—Таня» — она произвела сенсацию на семинаре молодых драматургов в подмосковной Любимовке в 1995 году и вскоре была представлена в питерском театре «На Васильевском острове» в режиссуре Владимира Туманова.

Каждая реплика в пьесах Мухиной внешне не обязательна, как бы случайна и странновата для слуха — фразу она строит по ритмическим принципам, свойственным поэзии, а не бытовой речи. И внутренне нагружает ее чувственностью, сложным образным и ассоциативным рядом, отчего прозаическая речь воспринимается как белый, нерифмованный стих. Вот, например, реплика Севы: «Закружит тебе голову, защебечет уши, захохочет всю твою чахлую грудь. Будешь потом кусать губы, глотать слюну, а она тебе — еще, еще, еще!». Эта особая поэтика художественного мира драматурга оказалась близка мироощущениям Алексея Крикливого, который два года назад закончил режиссерский факультет РАТИ, а в прошлом сезоне поставил в «Глобусе» сказку «Бемби» Феликса Зальтена. Сейчас он вместе с двенадцатью новосибирскими актерами изобретает приемы визуализации самобытного текста.

Герои пьесы и будущего спектакля — три поколения одной семьи, тотально влюбленные, жаждущие счастья. Недаром они двигаются так, будто танцуют — пластическое решение спектакля выполняет хореограф Георгий Ерасек. Музыкальный руководитель театра Роман Столяр использовал в оформлении премьеры фрагменты произведений московского композитора Алексея Айги, для которого характерна абстрактность, пространственность мышления. Ольга Мухина предпослала «Ю» жанровый подзаголовок «городской романс», и художница Елена Турчанинова воссоздала в сценографии условную городскую среду, в которой соединились приметы разных времен. Довлеет над ними крупная, яркая буква «Ю» — ею автор пьесы и все создатели спектакля задают зрителям ассоциативную загадку со множеством отгадок. Первая из них, та, что на поверхности: буква «Ю» — самая странная буква в слове «люблю». Как считает режиссер, она выражает тоску по невозможному, несбывшемуся. Эта «Ю» и толкает персонажей на безрассудные поступки, заставляет их мечтать, ревновать, прощать и снова мучиться со всем сопутствующим буйством эмоций. Фоном любовных переживаний персонажей выступает война. Не ясно какая, неконкретная и удаленная от непосредственного места действия, но незримо влияющая на судьбы и молодых, и пожилых персонажей.

В премьерном спектакле заняты известные мастера сцены — заслуженные артисты России — Тамара Седельникова, Людмила Трошина, Наталья Орлова, Павел Харин, Евгений Калашник и Юрий Соломеин. А также молодые актеры — Елена Ивакина, Ольга Цинк, Евгения Краснова, Илья Паньков. И все они утверждают, что прежний сценический опыт в этой работе не пригодился, «Ю» требует абсолютно иного способа существования.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!