Виктория Дорошенко, «МК в Новосибирске»
21
и
22
ноября в
«Глобусе» пройдет премьера спектакля Алексея Песегова «Циники»
В то голодное время, когда «все мужчины своим возлюбленным тащат муку и пшено», Владимир — главный герой спектакля Песегова — носит своей любимой цветы. Люди в кожаных черных плащах кричат в толпе о новой власти. На балконах развеваются красные знамена. Вместо цокота каблучков на мостовой — гром солдатских сапог. Казалось бы, время, когда любить запрещено. Один человек решает разрушить этот «миф». Но, к сожалению, миф оказывается реальностью...
Спектакль минусинского режиссера Алексея Песегова поставлен по роману Анатолия Мариенгофа «Циники». Потомственный аристократ, выпускник Дворянского института Александра II, Мариенгоф, как вы уже догадались, не был любимцем советской власти. Книга была названа «антиобщественной», и первый раз была напечатана в Берлине в 1928 году.
Русскоязычная публика смогла ознакомиться с романом запрещенного дворянина лишь двадцать лет назад. А в 1991 году Дмитрий Месхиев экранизировал роман по сценарию Валерия Тодоровского.
А в 2000 году в Минусинске Песегов поставил уже своих «Циников». В этот раз на новосибирской сцене, с другими актерами, с иным подходом Алексей Алексеевич снова берется за роман Мариенгрофа. По словам режиссера, «за эти годы много изменилось, роман видится по-другому». Изрядно постаревший главный герой вспоминает свою молодость. Значит — и самую большую в жизни любовь. Эта история — не просто тоскливый рассказ старика о пылкой молодости. Приват-доцент Владимир (заслуженный артист Евгений Калашник и Алексей Кучинский) — последний романтик страны Советов. Его «муза» Ольга (Анна Михайленко) — прекрасное хрупкое создание с напевной речью, аристократическими повадками и огненно-рыжими волосами.
Развязка — самое непредсказуемое, что может быть в этом спектакле. Мрак сцены озаряет внезапное веселье. Правда, недолгое.
Постановка действительно получилась мрачная. На сцене нет никаких декораций, кроме моста вдалеке и трех железнодорожных путей. Они имеют одно начало и три разветвления. Герой подобен старинному богатырю. Ему придется сделать выбор. Ведь один из путей заканчивается обрывом.
Так, чтобы скрадывать пустоту сцены, режиссер пользуется светом. Но за несколько дней до премьеры случился технический казус — осветительную программу пришлось строить заново. Но режиссер завистливо спокоен. И снова создается освещение, и снова избранные лучи выборочно падают то на одного героя, то на другого. Создается впечатление, что весь зал находится в какой-то бездонной дыре, и только они могут как-то выбраться из мрака.
— Я не думаю, что спектакль уж очень мрачный. Там достаточно много забавных сцен, — утверждает режиссер. — Но при этом он интригующий и напряженный. Мы, естественно, не будем бежать сломя голову, делать «клиповость». «Циники» — эстетичный спектакль. Плакать будут все. А как еще? Искусство должно вызывать эмоцию. Слезы — это очищение. Это же не трагические слезы, не слезы несчастья, не слезы от того, что ты видишь грустное зрелище, — это твое воображение работает, чувства работают. А чувства должны работать все: от слез до смеха. Так что хотите «почувствовать» — приходите.
Алексей Песегов — заслуженный деятель искусств РФ (2002 год), худрук Минусинского драматического театра. Обладатель трех премий «Золотая маска». За 30 лет прошел путь от монтировщика сцены до художественного руководителя. Новосибирскому зрителю известен по спектаклю «Русское варенье» по книге Людмилы Улицкой, поставленный в этом году.