Вячеслав Тыщук: «Не ограничивай себя»

3 ноября 2010
Анастасия Лукина, «АиФ на Оби»

Школа жизни для театральной сцены

К 31 году режиссер Вячес­лав Тыщук успел закончить мехмат НГУ, пройти школу жизни на Аляске и с отличием сдать выпускные экзамены в мастерской прославленного российского режиссера Мар­ка Захарова в РАТИ-ГИТИС.

Этой осенью в Новосибирск он заглянул совсем ненадолго, чтобы воплотить на сцене театра «Глобус» свое видение известной детской сказки «Муми-тролль и комета». О математике, шторме в море и столичной жизни Вя­чеслав рассказал нашему коррес­понденту.

 Мне очень нравилась мате­матика, она доставляла мне ог­ромный интеллектуальный кайф еше в школе, — признается ре­жиссер. — Потому НГУ был за­кономерным выбором. А уж там совершенно случайно пристрас­тился к театральным кружкам. В детстве я вообще считал, что театр только для девочек. А когда увлекся — понял, что это круто. И все же я очень удивился, когда после НГУ меня приняли в теат­ральное училище. Я бы сейчас сам себя не взял, слишком наив­ным был.

 Быстро наивность пропала?

 Нет. Первый серьезный жизненный опыт я получил, ког­да отправился зарабатывать деньги на Аляску. Четыре месяца мы работали рыбаками. Это был адский труд — 16часов в день без отдыха. В океане нас пресле­довала морская болезнь, не­сколько недель постоянно рвало, жуткая слабость и усталость, же­лание все бросить и вернуться домой. Но такой кардинальный шаг помог нам изменить свои судьбы. Заработанные деньги я потратил, чтобы поехать в Мос­кву и поступить в ГИТИС.

Выход есть

 И как Москва? Говорят, про­винциалам там трудно начинать...

 После Аляски это был дет­ский утренник (смеется). Я во­обще считаю, что страхи «Вдруг не получится?» надо выкинуть из головы. Границы — они не на карте, они в голове. Вот много учиться сложно было, но это уже от способностей зависит. Еще одному очень важному жизненному правилу меня нау­чила Америка, которую я очень люблю. Учась в университете, я два лета подряд ездил туда по студенческой программе Work and travel работать официантом. Так вот, там люди живут по принципу «За все происходящее с тобой отвечаешь ты сам». Я считаю, что это золотое пра­вило. Можно всегда концентри­роваться на каких-то неудачах и говорить, как все ужасно. А можно взять ответственность на себя и сказать: «Да, ситуация сложная, но в каждой ситуации есть выход». Я, например, соб­рался посмотреть Чикаго. Туда я добрался, а на обратном пути деньги кончились. На тот мо­мент я не очень хорошо знал английский язык и не мог объяс­нить, куда мне нужно. Я доби­рался на попутках, говоря води­телям название ближайших ок­рестностей на пути к Нью-Йор­ку. Зато я увидел намного боль­ше мест и выучил новые слова на английском. А ведь мог бы и растеряться...

Преодолеть страх

 А почему в Новосибирске вы ставите спектакль про Муми-тролля? Что можно вытянуть из старой сказки?

 Не скажите. Есть два вари­анта постановки «Муми-тролля и кометы», причем их отличают даже нюансы сюжета. В одной версии Муми-тролль идет искать комету сам, а в другой мама и па­па договариваются отправить сына в путешествие, потому что он очень боится кометы. Это две совершенно разные установки. В моем спектакле Муми-тролль уходит сам. Есть такая известная мифологема: мальчик уходит из дома в лес, чтобы встретиться с опасностью и стать взрослым. Когда он оказывается со страхом лицом к лицу и побеждает его, у него появляется невеста. Вот та­кая мощная архетипическая ис­тория и у меня в сюжете. Прео­долеть страх — это очень важно. Этим летом я пережил один уди­вительный опыт: в Подмосковье прыгал с подвесного моста на Москве-реке. Это было очень страшно, но в то же время это было преодоление страха. На ме­ня произвела впечатление мама, которая прыгала с моста со сво­им четырехлетним сыном. Она убила в нем страх, и после этого он стал прыгать сам. Хоть это происходило и не на сцене, но жизнь — это ведь тот же театр, где люди — те же персонажи.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!