Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

В поисках живого театра

26 Апреля 2023

Наталия Дмитриева, «Ведомости»

Режиссер Денис МАЛЮТИН — о силе духа, внутренней стратегии и уходящей эпохе монохромного классицизма.

Досье. Денис Малютин окончил Новосибирское театральное училище в 1999 году. С 2000 по 2014 год служил в труппе Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». За это время сыграл более 50 ролей. В 2015 году окончил режиссёрский факультет Театрального института имени Бориса Щукина по специальности «режиссёр драмы». С 2014 по 2016 год работал главным режиссёром Театра драмы Уссурийского городского округа имени В. Ф. Комиссаржевской. В 2017–2018 годах — главный режиссёр Молодёжного театра Алтая имени В. С. Золотухина (Барнаул). Живёт в Москве.

Событие: Ключ к сердцам. 4 и 5 мая на малой сцене театра «Глобус» состоится премьера спектакля «Спасите Лёньку!» по пьесе Малики Икрамовой. Сюжет таков: девятилетний Лёнька живёт в блокадном Ленинграде, но его письмо благодаря фантазиям и вере в чудо доходит до обитателей волшебной страны Африки. А дальше закручивается целая приключенческая история спасения мальчика. Захватывающая и честная, ведь сказка здесь переплетается с суровыми буднями военных лет. Несмотря на всю тяжесть обстоятельств, каждый из героев проявит силу духа и настоящую смелость. И окажется, что спасти человека зачастую можно любовью, хорошим поступком и добрым словом. Сейчас полным ходом идут репетиции, режиссёр и творческая группа подбирают ключ к зрительским сердцам.

 В центре вашего спектакля «Спасите Лёньку!» — текст Малики Икрамовой о трагической судьбе девятилетнего мальчика в блокадном Ленинграде. О чём будет ваша история? Чего в ней больше — боли или света?

 В этой истории больше жизни, чем смерти. Да, это чудовищные предлагаемые обстоятельства для героя — Великая Отечественная война, блокадный Ленинград, дистрофия, у ребёнка отнялись ноги. Кто-то может увидеть в этом умирание, но для меня история Малики Икрамовой стала пространством света, где сила духа открывает двери в другие измерения. Для меня это не про смерть, а про подвиг ребёнка, который он совершает по отношению к себе. Да, в этой истории заряжены мои детские страхи — что может быть страшнее ситуации, когда маленький человек лежит в одиночестве, обездвиженный и напуганный? Но мой герой находит в себе силы найти спасительную дверь в мир, населённый сказочными героями. Он пишет о себе историю «Спасите Лёньку!», он запускает свою творческую энергию в другое пространство, он открывает эти двери, и его сказочные друзья-животные, о которых он писал, действительно его спасают.

Для меня пьеса Малики Икрамовой — это особый мир, наполненный теплотой и добротой, вопреки тяжёлому жизненному пути героя. Кого-то эти жуткие обстоятельства ломают, а моего героя, напротив, возвышают. Почему-то я очень верю в то, что можно спасти себя, запустив свою энергию в то пространство, где можно обрести покой. И эта пьеса — как раз тот случай, когда будет полностью оправдана игра на сцене взрослого артиста — дети во время войны быстро взрослели.

 Как вы считаете, театр должен показывать людям тот самый «свет в конце тоннеля»? Даже если изначальный постановочный материал совсем не вызывает оптимизма?

 Терапевтическую миссию театра никто не отменял. И мой «Лёнька» — это, конечно, не искромётная «Женитьба Бальзаминова», которая недавно выпустилась в «Глобусе», это совсем другая история, но она тоже поможет зрителю на какое-то время ощутить победу над внешними обстоятельствами и заставит задуматься. Я в диком восторге от спектакля «Кабаре», который поставил на сцене «Глобуса» Алексей Франдетти, — в этом высказывании, несмотря на тяжесть темы, заключается мощная театральная терапия. Я уверен, что театр должен давать людям силу и надежду жить и идти дальше.

 Режиссёр Нина Чусова в интервью «Ведомостям» сказала, что жёсткие режиссёрские высказывания были необходимы в условное «сытое время», чтобы взбодрить общество потребления. Но сегодня режиссёр не должен хватать образную «палку», чтобы зарядить ей зрителя по голове. Чернуха на сцене сегодня людям противопоказана. Как вы считаете?

 Разумеется, всё зависит от внутренней стратегии режиссёра. Но я, если честно, давно не видел откровенной чёрной хтони на сцене, когда у зрителя не оставалось надежды и выбора. И это идёт даже не от материала, который берёт в работу режиссёр, а от его внутренних устремлений.

Вот, к примеру, я ставил спектакль «Алексей Каренин» в Алтайском молодёжном театре по пьесе Василия Сигарева — это глубокий, но очень трудный текст. Можно сразу скатиться в беспросветную чернуху, но я подбирал светлый ключ к этой истории. Даже сам Василий Сигарев, когда написал инсценировку гоголевского «Вия» и ставил его в театре «Табакерка», использовал жанр жуткого хоррора как метод зрительского пробуждения. Можно же по-разному с материалом работать. И мне кажется, что откровенная чернуха на сцене сегодня не нужна будет зрителю — она не актуальна.

 У вас очень серьёзный творческий бэкграунд: успешная актёрская карьера после окончания НГТИ, диплом режиссёра драмы в Театральном институте имени Бориса Щукина, два года службы главным режиссёром Уссурийского театра драмы, потом Барнаул, где вы были главным режиссёром Молодёжного театра Алтая. Вы такой «человек страны» — ставите по всей России. Можете дать оценку общему «коллективному театру» — куда он сегодня идёт?

 Да, так сложилось в моей творческой судьбе, что я работаю как свободный художник — живу в Москве, езжу по разным городам нашей страны. У меня большая история связана с Дальним Востоком — работал в театрах Уссурийска и Благовещенска. Была интересная работа с Русским государственным академическим театром в Якутске, это почти моя родная земля, потому что я долгое время жил в Нерюнгри. И везде я чувствовал одно — мы все в поисках живого театра. для меня понятие «театр» — это не музей, в первую очередь. Безусловно, мы сохраняем и живём традициями русского психологического театра — системой Станиславского и пьесами Чехова, потому что мы его должны сохранить. Но, на мой взгляд, нам всем сейчас нужно слезть с «иглы» монохромного классицизма советского театра — эта эпоха уходит на второй план. Мне кажется, театр должен быть в первую очередь актуальным — зритель приходит сюда, чтобы познакомиться с самим собой.

Разумеется, у каждого театра своя история, своя атмосфера — к примеру, у новосибирских театров она иная, чем в тех, где я работал. Но все мы находимся в единой системе координат Станиславского, все мы ищем современного героя в театре, все мы в поисках настоящего и живого. Театр всегда был и оставался для зрителя зеркалом.

 Сегодня новосибирские театры активно работают с классическим репертуаром. На ваш режиссёрский взгляд, тексты Александра Островского, Антона Чехова и Льва Толстого нуждаются в актуализации?

 Я считаю, что, конечно, да — мы живём в совершенно ином ритме, чем тогда, но гениальность этих классических пьес заключается в том, что в них есть те человеческие алгоритмы и вечности, которые никуда не денутся. Я за современность, но против вольностей — нельзя идти против определённых сценических законов и, к примеру, раздевать человека на сцене только ради обнажения. Не люблю хайп и сам им не занимаюсь.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272