В «Глобусе» репетируют сиквел «Айболита»

22 марта

Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»

Постковидная эпоха принесла театру не только новый опыт взаимодействия с реальностью, но и особое внимание к медицинской теме.

Не успел в Театре кукол принять свою порцию клистиров «Мнимый больной», как на сцену приготовился выйти повелитель градусников и целительного гоголя-моголя — доктор Айболит собственной персоной. Над облитыми слезами жалости страницами знаменитой сказки Корнея Чуковского остановили взор режиссер Иван Орлов и драматург Алексей Житковский. Премьера спектакля «Айболит Forever» состоится 12 и 13 мая на большой сцене театра «Глобус».

Уж сколько раз театральный Новосибирск брался за «Айболита» — не счесть. Добрый звериный доктор выходил на сцену «Сибирского Колизея» и хлопал больных бегемотиков по животику между самыми настоящими балетными антраша. Разбрасывал свои нехитрые пожитки посреди детской площадки и гонялся за Бармалеем вокруг воображаемой песочницы. Годами рассекал просторы театра кукол и даже пел песни под сводами филармонического зала. В основу многочисленных театральных экзерсисов ложились и сказки в стихах Корнея Чуковского, и им же созданный слишком вольный прозаический перевод книги британского писателя Хью Лофтинга «История доктора Дулиттла», и разнокалиберные пьесы по мотивам, в которых чего только с бедным доктором не происходило и за какие только сюжетные рамки не выходило.

В театре «Глобус» к судьбе легендарного медицинского работника отнеслись с полной серьезностью и обещают создать свой сценарий в контексте XXI столетия и актуальной пандемической повестки. «Айболит» – всем известная история об отзывчивом и милом докторе, который любит и спасает животных? — анонсируют премьеру в новосибирском молодежном театре. — А если вообразить, что Айболит живет в XXI веке?! Он возглавил союз друзей, Команду «А», не побоялся выступить против злодея новой формации Ван Бармалея и заодно круто изменил жизнь наших с вами современников... Если хотите это проверить, то вперед – навстречу пиратским погоням и удивительным приключениям!».

Премьера планируется в мае. Приемка макета к спектаклю «Айболит Forever» уже состоялась, и сейчас режиссер Иван Орлов работает над воплощением придуманной им в соавторстве с нижневартовским драматургом Алексеем Житковским концепцией. «Идея сделать спектакль о враче-герое, спасающем мир от опасного вируса, сегодня витает в воздухе, — утверждает режиссер Иван Орлов. — Я перечитал стихотворные сказки и прозаические повести Корнея Ивановича Чуковского о Докторе Айболите, потом открыл для себя чудесный книжный сериал о Докторе Дулиттле английского классика Хью Лофтинга. Понял, что материал просто фантастический, но нужно создавать новую сценическую адаптацию этой истории, современную адаптацию. Новое время — новый Айболит, а для этого нужна новая пьеса. Тем более что большая сцена театра «Глобус» — уникальное пространство, которое диктует свои условия: большое количество персонажей, множество сюжетных линий и яркие сценографические решения. Ясно, что требуется смелый драматург-профессионал, современный по языку и мышлению, который будет так же влюблен в этот материал, как и я. Я решил поговорить с Алексеем Житковским — популярным и талантливым драматургом, его пьесы идут во многих городах России».

Переписывать тексты Чуковского и Лофтинга создателям Айболита двадцать первого столетия показалось делом бессмысленным, поэтому жанрово выбор пал на сиквел — продолжение истории. «У Корнея Ивановича история заканчивается на том, что добрый Доктор заключает с Бармалеем договор. Тот перестает заниматься пиратством и отказывается от разбоя навсегда. Мы придумали Бармалею жестокого сына, для которого этот договор о прекращении пиратства — история позора его семьи, и сын хочет отомстить за отца всему миру. У нас новая команда Айболита — Команда «А», где все звери, помощники Доктора, обладают уникальными способностями. Также в пьесу включены и абсолютно новые персонажи — наши современники. Словом, наша идея — рассказать об Айболите сегодня. Кто этот прекрасный Доктор? Каким бы он был сейчас, в XXI веке? Кому бы помогал и почему?», — делится подробностями Иван Орлов.

Несмотря на то, что внешне новый Доктор Айболит мало будет напоминать благодушного упитанного старичка, сошедшего со страниц любимых советских книг, для команды спектакля он по-прежнему будет superhero, готовым ради несчастной африканской животинки оседлать кита, взмыть под облака на непредсказуемой птице или устроить скай-марафон по отвесной скале. «Для нас он супергерой, —  строит свою мультивселенную режиссер. — Гениальный врач — это его уникальная способность. По своей природе это человек-стихия, человек-легенда, герой, действующий по зову сердца. Для Айболита медицина — призвание, творчество, способ любить мир и помогать природе. Он отзывчивый, странный, в чем-то инфантильный. Он не заботится о своей внешности, не думает об угрозах и опасностях, не старается сберечь себя. Айболит — это человек, готовый на все ради спасения ближних».

Спасать мир Доктор Айболит будет на фоне самых настоящих суперэффектов.  Возможно, не столь масштабно-блокбастерных, как в  популярных американских фильмах, но для театральных подмостков вполне современных и внушительных. «Я не до конца понимал сильные стороны видеопроекции в театре, а здесь в ней возникла настоящая необходимость, — признается режиссер. — Мир Ван Бармалея, сына Бармалея, — это мир «информационной агрессии», а как про это говорить без использования электронных технологий? Злодей новой формации живет в мире гаджетов, соцсетей, лайков. А мир Айболита — это театральные приемы, пластические решения, хореография, клоунада. А еще в пьесе есть момент, когда Айболит попадает внутрь себя, и «внутри себя» решает важные для всего мира задачи. И это пространство «внутри себя» мы решили сделать языком мультипликации. Идея в том, чтобы артист как бы проваливался в 3D-мультипликацию и существовал в таком параллельном измерении. Для этого сейчас мы снимаем на хромакее, монтируем, а затем отдаем это кино мультипликатору, Илье Пономареву из Санкт-Петербурга, который прорисовывает каждый кадр. Очень кропотливая работа».