Денискины рассказы
28
марта вторник
18:30
28 марта 18:30 · вторник
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Вишневые мартинсы
28
марта вторник
18:30
Алые паруса
29
марта среда
18:30
30
марта четверг
18:30
29 марта 18:30 · среда
30 марта 18:30 · четверг
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Перья и хвосты
29
марта среда
11:00, 14:00
Розенкранц и Гильденстерн мертвы
31
марта пятница
18:30
Братишки
1
апреля суббота
17:00
1 апреля 17:00 · суббота
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Доклад о медузах
1
апреля суббота
17:00
1 апреля 17:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Мальчики
2
апреля воскресенье
17:00
2 апреля 17:00 · воскресенье
Мальчики
12+
Малая сцена Владислав Крапивин
12+
Женитьба Бальзаминова
12
апреля среда
18:30
13
апреля четверг
18:30
Спасите Леньку!
4
мая четверг
18:30
5
мая пятница
14:00, 18:30

Улыбка на устах повешенного

16 ноября 2001

Антон Веселов, «Континент Сибирь»

В новосибирском театре «Глобус» состоялась премьера спектакля «Кроткая» по одноименному рассказу Федора Достоевского в постановке главного режиссера театра Александра Галибина. Сбивчивый монолог неуравновешенного ростовщика возле гроба жены-самоубийцы приобрел форму, объем и даже зрелищность.

После «Царя Максимилиана», предпоследней премьеры «Глобуса», с его шумными скоморошинами, рассказывающими об истории всего государства Российского, — то многоголосым хором, то речитативом, то пением, то отдельной звонкой россыпью сольных голосов, спектакль «Кроткая» — скорее минута молчания, изображение внутреннего мира усталого человека. Веселая кутерьма с выборами царя сменилась подробностями самоубийства.

Спектакль на малой сцене для актеров всегда энергетически более затратен, чем на большой. На этот раз основательно выложились и технические службы. Периметр сцены приподнят над зрительскими рядами, в ее центре — прямоугольная яма-окно. Под ногами актеров — несколько сантиметров воды, сразу над головой — то ли тяжелое питерское небо, то ли потолок неуютной меблированной комнаты. И вот когда между этим грозовым облаком и уличной слякотью появляется главный герой — растрепанный, изможденный человек в мешковатом сюртуке (Евгений Калашник), зритель понимает, что ему предстоит очищение Федором Михайловичем. Автор сам обещает это своему читателю, говоря о главном герое «Кроткой»: «Он и оправдывает себя и обвиняет ее, и пускается в посторонние разъяснения: тут и грубость мысли и сердца, тут и глубокое чувство Ряд вызванных им воспоминаний неотразимо приводит его наконец к правде; правда неотразимо возвышает его ум и сердце».

Герой Евгения Калашника, хлюпая, подходит все ближе и ближе к зрителям, произнося как бы последнее слово на эшафоте. Он знает, что ему предстоит казнь, и все же машинально ищет оправдания. Он недоумевает, почему ему пришлось мучиться долгие годы, испытывая позор и унижение, а его 16-тилетняя жена, не познавшая всего горя, всей его мучительной любви, так легко и кротко приняла смерть. А с боков сцены несколько странных господ (дамы в мещанских платьях, господа в высоких цилиндрах) повторяют скороговоркой самые горячие слова его исповеди, подпевают последнему слову.

Образ осужденного на смерть через повешение вызывает в памяти историю самого Достоевского. Федор Михайлович был приговорен к смертной казни за участие в революционном кружке Петрашевского. Лишь в последний момент, когда Достоевский-смертник уже стоял на эшафоте с мешком на голове, зачитали указ царя о помиловании писателя. Говорят, Достоевский всегда возил тот мешок с собой. Теперь в «Глобусе» всем зрителям раздают его достойную копию.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!