Травести – главные по детям

1 марта 2017
Юлия Колганова, Екатерина Глухова (интервью), журнал о театре «Глобусёнок»

Журнал «Глобусёнок» — путеводитель по удивительному миру Театра для всей семьи. Его придумали для того, чтобы каждый зритель нашёл для себя много интересной и познавательной информации о театре «Глобус», его спектаклях и программах. Главный герой — волшебный мальчик по имени Глобусёнок — предлагает зрителям не только почитать (хотя он мастер интервью и рассказов), а ещё и поиграть, разгадать кроссворд или головоломку.

Травести — главные по детям

Вы, наверное, замечали, что обычно нам нравятся персонажи, чем-то похожие на нас самих: возрастом, характером или увлечениями. Поэтому в детском театре главный герой — ребёнок, и не простой, а самый ловкий, самый смелый и обязательно самый добрый, — чтобы было с кого брать пример. Но не каждый актёр сможет сыграть ребёнка так, чтобы вы ему поверили и приняли за «своего». Для этого нужно обладать особым сочетанием внешних данных (амплуа): маленьким ростом, звонким голосом и ясным детским взглядом. Актрис с таким амплуа (сейчас уже ушедшим) называют травести.

Зоя Фёдоровна Булгакова — одна из самых известных актрис-травести нашего города. Она прожила долгую жизнь — больше ста лет. В Новосибирский театр юного зрителя Зоя Фёдоровна пришла в 1930 году. Первая роль — мальчик Альберт, который катался по сцене, пытаясь вызволить блоху из-под огромных доспехов. Красную Шапочку актриса играла целых тридцать лет, а Герду — сразу в трёх спектаклях! А ещё были сказочные Кот в сапогах, Конёк-Горбунок, Зайка-зазнайка, Золушка, Снегурочка... Всех и не перечислить!

Актриса рассказывала, что, когда она изображала голодную девочку, дети нередко подбегали и клали для неё на сцену пряник или печенье. Или, например, прятались под креслами между спектаклями, чтобы вновь, в этот же день, увидеть любимую Красную Шапочку. Посмотреть спектакль не менее десяти раз — было обычным делом для ребят того времени. Они даже устраивали соревнования — кто больше.

Зоя Фёдоровна с улыбкой вспоминала, что юные театралы открывали настоящую «охоту» на артистов, играющих отрицательные роли: «Одному актёру просто чудом в глаз не попали: пуля из рогатки прилетела ему в большой искусственный нос, который был на лице приклеен».

В те далёкие годы, говоря о Зое Булгаковой, обязательно добавляли «любимица детворы». Актриса, в свою очередь, бережно хранила знаки внимания юных зрителей: их письма и отзывы...

«Ребёнка точно не обманешь!»

Глобусёнок. Сегодня на сцене «Глобуса» роли детей и сказочных персонажей исполняет актриса Екатерина Боброва. Именно за неё теперь переживают маленькие зрители, когда Красная Шапочка встречается в лесу с Волком, Кот в сапогах знакомится с Людоедом, а девочка Момо противостоит Серым господам — похитителям времени. Именно ей дети с восторгом несут букеты цветов в своих маленьких ручках. Давайте знакомиться! Катя, почему вы решили стать актрисой?

Екатерина Боброва. Так судьба решила, а не я! В средних классах школы учительница попросила меня сыграть роль на детском смотре художественной самодеятельности. Я согласилась, потому что не знала, что такое говорить «нет». На смотре в жюри сидел режиссёр нашего алтайского драматического театра. Он мне дал премию за лучшую второстепенную роль, а в газете даже напечатали заметку про меня. Соседи тогда приходили к родителям и говорили: «Вашу напечатали!» После этого меня начали часто занимать в театральных постановках.

Когда перешла в одиннадцатый класс, взялась за голову: не знала, куда идти учиться дальше. Оценки у меня были хорошие, могла выбрать любое направление. Но я поняла одну важную вещь. Когда я буду, попивая чай с печеньем, рассказывать внукам о своей судьбе, пусть лучше скажу: мечтала стать актрисой, пробовала поступить, но не получилось, чем то, что даже не попыталась...

Г. Вы любите играть в спектаклях для детей?

Е. Б. Мне очень нравятся мои «детские» роли. Мне и самой подсознательно где-то лет четырнадцать. Но я работаю над собой, чтобы со временем перерасти в характерную героиню, ведь в сорок лет я уже не смогу играть Красную Шапочку. Хотя, кто знает...

Г. Вы чувствуете большую ответственность, когда играете в детских или во взрослых спектаклях?

Е. Б. В детских, потому что это другой зритель. Ребёнка точно не обманешь! Если что-то вдруг пошло не так, и хотя бы один это почувствовал, то он подключит всех детей в зале, начнётся хаос. А когда зал перестаёт воспринимать спектакль, тебе становится очень тяжело играть. И наоборот, когда дети слушают, между нами устанавливается контакт, общение на каких-то энергетических уровнях. Ты им отдаёшь что-то от себя, и они тебе тоже. После таких спектаклей выходишь радостным и счастливым.

Г. Каким, на ваш взгляд, должен быть спектакль для юных зрителей?

Е. Б. Хороший детский спектакль — простой, там всё понятно: добро — добро, зло — зло, как в советских фильмах: «Морозко», «Приключения Петрова и Васечкина...». Когда их смотришь, возникает ощущение, что ты проживаешь историю вместе с героями. И в конце обязательно добро побеждает зло!