Татьяна Людмилина: «Новосибирск готов к проведению ещё одного масштабного и ответственного проекта»

26 июля

Сюзанна Закарян, «Континент Сибирь»

С 1 по 11 октября впервые в Новосибирске состоится Национальный фестиваль и премия «Музыкальное сердце театра». Последний раз фестиваль прошёл в 2012 году, и после долгого перерыва он возвращается в культурную жизнь страны вновь. О том, почему организатором фестиваля в Новосибирске стал театр «Глобус», и каким будет новый для города фестиваль — «Континенту Сибирь» рассказала директор Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» ТАТЬЯНА ЛЮДМИЛИНА.

 Татьяна Николаевна, Национальный фестиваль и премия «Музыкальное сердце театра» состоится в Новосибирске впервые. Продюсер и директор фестиваля Дмитрий Калантаров ранее немного рассказывал, почему выбрал для проведения Новосибирск, но почему именно «Глобус» стал организатором фестиваля? Что предшествовало этому решению?

 Профессиональные отношения между театром «Глобус» и Дмитрием Калантаровым существуют много лет. Когда-то давно Дмитрий Калантаров, будучи руководителем Национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра», приехал в Новосибирск посмотреть мюзикл «Глобуса» «Вестсайдская история», и после просмотра пригласил театр со спектаклем в Москву. С тех самых пор мы и поддерживаем диалог.

Почему именно Новосибирск и «Глобус» стали организаторами фестиваля в этом году? В планируемых делах всегда есть воля случая. В сентябре 2020 года мы с коллегами готовили встречу министра культуры Новосибирской области Натальи Ярославцевой с деятелями культуры Новосибирска, ныне проживающими в Москве. На мне было очень много вопросов, я периодически летала из города в город, вела переговоры и писала в Facebook о том, что состоится такое мероприятие. Со мной связался Дмитрий Калантаров и предложил провести «Музыкальное сердце театра» в Новосибирске. Вопрос стоял очень серьёзно. Через какое-то время состоялась встреча Дмитрия и Натальи Васильевны Ярославцевой, где они обо всём договорились. Конечно, министерство культуры Новосибирской области к проведению этого фестиваля относится с большим профессиональным интересом.

 Как давно стартовал процесс организации фестиваля?

 К организации фестиваля в Новосибирске мы приступили осенью 2020 года, а сегодня уже объявлены его номинанты. Мы — на финишной прямой. Продажа билетов на фестивальные мероприятия стартует уже 10 августа. Ближе к этой дате мы начнём информационно-просветительскую кампанию: будем знакомить нашу публику с театрами-участниками и проектами. Вообще, если посмотреть на афишу фестиваля и театры, которые в нём представлены, можно увидеть, что получился представительный в масштабах России срез выпуска музыкальных спектаклей. Важно, что представлены театры не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и Новосибирска, Барнаула, Кемерова, Северска, Перми, Уфы и Орла.

 Новосибирская публика видела немало фестивалей как театральных, так и музыкальных. Но фестиваля, который всецело был бы посвящён музыкальному театру, в Новосибирске ещё не было. Как вы думаете, наш зритель оценит такое событие?

 Да, Новосибирск — фестивальный город. У нас проходит масса мероприятий не только федерального, но и международного уровней: это и Рождественский фестиваль искусств, и фестиваль актуального театра «ХАОС», и Транссибирский Арт-Фестиваль, и «Другие берега», и «Ново-Сибирский транзит», и многие другие. Наш город готов к проведению ещё одного масштабного и ответственного проекта. Достаточно взять спектакли Музыкального театра и мюзиклы театра «Глобус», чтобы убедиться: интерес к этим жанрам у нашей публики огромный. Что же касается оператора фестиваля — административной команды «Глобуса» — то мы проводили немало мероприятий, поэтому тот бэкграунд, который есть у театра, тоже работает на имидж не только нашей организации, но и города. Так что Новосибирск к такому фестивалю готов.

 В списке номинантов фестиваля, помимо государственных театров страны, представлены также и независимые театры, и представлены они в одном ряду, что, полагаю, очень важно для негосударственных коллективов.

 Независимые театры — это новое направление, которое очень активно развивается в нашей стране. Сейчас для независимых театров существует немало грантов на государственном уровне, что очень правильно. И конечно, эти коллективы важно поддерживать через подобные фестивали и проекты.

 Ещё одна важная составляющая фестиваля — его социально-просветительская функция. Известно, что в рамках фестиваля будет проведена лаборатория музыкального театра.

 Лаборатория музыкального театра — новый для Новосибирска формат. Её задача — повысить профессиональный уровень отечественных композиторов, режиссёров, хореографов, сценографов и, конечно, открыть новые имена. 11 октября состоится питчинг проектов лаборатории с участием художественных руководителей, директоров российских театров и продюсеров, где участники представят созданные эскизы, а авторы лучших произведений получат возможность воплотить их на сценах российских театров. Важно, что всё это будет проходить на территории нашего города впервые.

 Татьяна Николаевна, на каких ещё площадках Новосибирска развернётся фестиваль, и чем был обусловлен их выбор?

 Спектакли фестиваля будут проходить на сценах театра «Глобус» и Музыкального театра. Закрытие фестиваля состоится 11 октября в театре оперы и балета. Также будет организована онлайн-трансляция как закрытия фестиваля, так и питчинга эскизов лаборатории. Помимо трёх площадок, где состоятся показы фестивальных спектаклей, будут задействованы театральный институт и ДК «Энергия» — там развернётся лаборатория музыкального театра. Выбор этих площадок был обусловлен тем, что это наиболее современные и технически обеспеченные сцены города.

Я помню, были годы, когда мы с гордостью говорили, что для проведения спектаклей Новосибирск может предоставить площадку абсолютно любого формата. Но годы идут, ситуация меняется. Во всём мире постановочные технологии развиваются очень динамично, особенно в театральной сфере. Если своевременно не соответствовать этой динамике, то наверстать упущенное будет крайне сложно. Я за то, чтобы Новосибирск гордо именовался городом современных театральных технологий. Реальных технологий, реализованных на профессиональных сценических площадках. Очень хочется разумного и, главное, равномерного вложения в материально-техническое обеспечение всех учреждений культуры региона. Прекрасно, когда развиваются какие-то отдельные направления, но я — за комплексный подход.