Танго, собаки и Айболит

29 сентября

Марина Шабанова, «Ведомости»

Премьеры в новосибирских театрах одна другой ярче, но зритель пока идёт осторожно — в залах есть пустые места.

Театральный сезон только начался, а премьеры посыпались как из рога изобилия. Две потрясающие масштабные премьеры увидели свет на сцене «Красного факела» — «Дело» и «Карьера Артуро Уи», о них «Ведомости» уже рассказывали. В НОВАТе сезон открылся оперой «Иоланта» — в год 180-летиясо дня рождения Петра Чайковского это особенно ценно. «Первый театр» представил спектакль-тренинг «Теория Счастья и Свободы (практика неудачников)» — своего рода коллективную терапию, где зрители борются со своими «внутренними оковами» и пытаются найти ответ на вечный вопрос «что такое счастье?».

Готовится выйти к зрителю «Петерс» в «Старом доме» — премьера назначена на 1, 2 и 3 октября. В ноябре Новосибирский музыкальный театр представит первую премьеру нового сезона — шоу-кабаре «Огни большого города» по мотивам легендарных мюзиклов, а откроется НМТ премьерой прошлого сезона рок-мюзиклом «Фома» 2 октября, на спектакль приглашены медики и члены их семей — в знак благодарности за борьбу с коронавирусом.

Премьеры проходят на большом подъёме — и это понятно: артисты и зрители встречаются после долгого перерыва в связи с пандемией. Напомним, что театры оснащены всем необходимым для соблюдения санитарных требований Роспотребнадзора, Министерства культуры РФ и министерства культуры Новосибирской области.

23 сентября театр «Глобус» на малой сцене представил документальный спектакль «Танго морген, танго пли» (16+). Работа над премьерой началась год назад, когда «Глобус» пригласил новосибирцев поделиться своими семейными историями, связанными с Новосибирском в годы Великой Отечественной войны. Режиссёр Анастасия Патлай и драматург театра и кино Андрей Иванов в течение недели общались с жителями города и встречались с работниками музеев. К примеру, в основу сквозной истории легли письма красноармейца Василия Ноготкова к жене Лизе (заслуженная артистка России Тамара Седельникова), письма эти хранятся в музее Дзержинского района, согласие на их использование дали потомки Ноготкова. В клубке историй рождалась пьеса Екатерины Бондаренко, драматурга, танцевального драматурга, автора проектов на стыке документального театра и перформанса. Собственно танго в спектакле нет, но сам он — полный драматизма танец, череда лиц, судеб и испытаний, выпавших на долю женщин и подростков. Это не совсем то, что мы всегда знали о жизни в военном тыловом городе, это голод, стыд, потеря ребёнка, обиды. Спектакль — исследование на тему постпамяти и постравмы, связанное с конкретным временем, становится высвобождением личных переживаний, когда мы сами можем, как говорит режиссёр, «внутри своих кругов, спасая наших потомков от этой же печати молчания, продолжать подобную работу».

В «Танго морген» заняты 11 прекрасных артисток «Глобуса», для них самих эта работа стала возможностью оглянуться. «Это был процесс настоящий, тонкий, жёсткий, психологический. Развернуло к тем, кто за спиной — прабабушкам, дедам, бабушкам, папам и мамам», — делится впечатлениями от этой работы в Фейсбуке одна из героинь — Ирина Камынина. В спектакле также заняты: заслуженная артистка России Наталья Орлова, артистки Светлана Галкина, Елена Гофф, Элина Зяблова, Анна Михайленко, Светлана Потёмкина, Вера Прунич, Светлана Прутис и Мария Соболева.

Две другие премьеры, получившие жизнь в конце сентября, порадуют детей и их родителей. НГДТ под руководством Сергея Афанасьева открыл 33-й сезон премьерой музыкального спектакля «Приключения Айболита и его друзей» (6+).

Для режиссёра Олега Лукашова, выпускника НГТИ (он же — автор инсценировки), это дипломная работа. Традиционно для театра Афанасьева в спектакле много музыки, танцев и эмоционального драйва. В «Айболита» играют современные дети на дворовой площадке. Фантазия уносит их так далеко, что они терпят кораблекрушение, сталкиваются с пиратами и в итоге всё-таки прибывают в Африку, где их ждут «больные обезьянки». Все сорок пять минут зритель активно сопереживает, ловит брошенную дрожащими руками бомбу, откликается на знакомые мелодии (музыкальное оформление — Максим Миролюбов) и, кажется, сам готов бежать на сцену. Не обошлось и без добрых советов и важных истин — иначе какой это доктор Айболит?! Разговор о дружбе, доброте и взаимопомощи проходит в лёгкой игровой форме. Для создателя художественного мира спектакля — художника-постановщика и художника по костюмам Ольги Смагиной — это знаковый спектакль, 70-й по счёту в творческой биографии. Начинала художница и модельер в театре «Старый дом» со спектаклей «Служанки» и «Месье Амилькар», работала с театрами Барнаула, Бийска, Прокопьевска, Липецка. Сейчас занята постановками в нескольких театрах, после «Солнечной линии» в «13 трамвае» создаёт сценографию нового спектакля, готовит сказку для барнаульского театра кукол. И «Айболит» её стараниями получился очень светлым и жизнерадостным.

Вторую в этом сезоне премьеру представляет Новосибирский областной театр кукол. После премьеры «Волшебника Изумрудного города» театр порадовал «Собаками» — добрым трогательным спектаклем с социальным подтекстом. Поставил спектакль по мотивам известной повести французского писателя Даниэля Пеннака режиссёр Ролан Боннин, кукол придумала и нарисовала художница Анна Бердникова. Юные зрители и взрослые, неравнодушные к домашним питомцам, наверняка полюбят Пса. Он родился на свалке, долго искал свою Хозяйку, оказался в собачьем приюте на грани жизни, обрёл наконец семью, но девочка быстро наигралась новой игрушкой; уезжая в отпуск, хозяева усыпляют Пса, но он выжил...

 У меня всегда были питомцы — котики, и мама моя тоже любит котов и регулярно принимает их на передержку. Пару раз мне под дверь подбрасывали котят, понимали, что я кошатник, выхожу их и пристрою. Сейчас у меня два кота, я ценю дружбу этих маленьких друзей, одного привёз из Франции, другого обрёл здесь, в России, и, сколько переезжал, они всегда со мной, — рассказывает Ролан Боннин, в России он живёт больше десяти лет, из них год в Новосибирске. — Печально, но факт: очень много собак и других домашних питомцев оказываются выброшенными в период летних отпусков, когда люди уезжают отдыхать. Наша история — это такой собачий взгляд на жизнь, где постоянная борьба: можно ли верить людям? Люди жестоки с нашим героем. Но дело в том, что собака всё равно прощает человеку и жестокость, и предательство.

И без того выразительных кукол спектакля «Собаки» деликатно поддерживает живой план — актёры работают открыто, их мимика передаёт драматизм происходящего, и от этого одушевление оказывается ещё более правдоподобным. Французский колорит и музыка добавляют этой истории особую привлекательность и страноведческий контекст. Но произойти она могла в любой стране и на любой лестничной площадке.