С чего начинается Родина?

1 ноября

Наталия Дмитриева, «Ведомости»

«Крапивинские мальчики», патриотизм и большая сказка — в каком направлении развивается детский театр в Новосибирске?

В номинации «Театр для детей» новосибирской театральной премии «Парадиз» заявлены девять спектаклей, среди них есть прекрасные музыкальные высказывания, но мы сегодня поговорим о драме. Есть ощущение, что театры перестали заниматься детьми «по остаточному принципу» и предприняли ряд важных шагов для построения диалога «ребёнок — театр». Все постановки поддерживаются министерством культуры НСО.

Место силы и любви

Сегодня тема патриотического воспитания детей выходит на первый план творческой повестки в российской культуре — «поколениям гаджетов» необходим глубокий и серьёзный разговор о том, что нам важно и ценно как нации.

 Нам граждан воспитывать надо, — сказал министр образования НСО Сергей Федорчук. — Многие десятилетия ничего не делалось. Дети не понимают понятий «Родина» и «патриотизм».

Действительно, за последние 30 лет ничего выдающегося в этой области сделано не было, — мы «доживали» наследие советских писателей, режиссёров и сценаристов. А согласитесь, яростный Мальчиш-Кибальчиш, вызывающий пронзительную оторопь у советских детей, вряд ли будет понятен сегодняшнему молодому поколению. Можно, конечно, работать со старыми клише, как сделал, например, театр «На левом берегу», поставив военную сказку «Сказ о русском солдате Иване, фрице Рыжем Лисе и материнском хлебе» в стиле «старое кино про немцев». А можно обратиться к творчеству писателя Владислава Крапивина и поставить спектакль «Мальчики» по его повести «Та сторона, где ветер», как это сделал режиссёр Артём Терёхин в «Глобусе». «Крапивинские мальчики» — это не про возраст, это про то самое состояние взрослеющей души, когда двор и старая голубятня становятся местом силы, любви и ответственности. А эти три слагаемых и дают результат по имени «Родина».

Улететь на Луну и вернуться

В прошлом сезоне театр «Глобус» раскрылся детям игровой провокацией Даниила Хармса, которая стёрла все возрастные маркировки и рамки. Возрастное «ограничение» спектакля «Великан Бобов» — 6+, но, товарищи родители, позвольте растормошить вашего внутреннего ребёнка! Сыграйте вместе с дитём в мифологические шахматы Хармса, запустите себя на игровое поле, где личность главного авангардиста прошлого столетия рассыпается на семь субличностей, чтобы за семь дней построить свой мир, улететь на Луну и вернуться. Тут движутся в многомерном пространстве Детства рыбы и папины брюки, а смех становится главным действием, чтобы объединить нас всех траекторией звёздного пути. И этот спектакль стал одним из главных высказываний прошлого сезона, ибо прокачивает у детской публики образное мышление, которое должно стать главным «кирпичом» в строительстве интеллекта, но сегодня, по мнению детских психологов, в явном дефиците.

Трудный формат

Независимый профессиональный театр кукол «Пилигримы» продолжил тему, начатую «Глобусом» в спектакле «Доклад о медузах», — как ребёнок осознаёт смерть близкого человека. Спектакль «А рыбы спят?» поставила режиссёр Анастасия Неупокоева. У десятилетней Джетты умирает младший брат, и теперь девочке надо найти ответ на вопрос «как мне совладать с чувствами, которые вызывает смерть?» У «Пилигримов» всегда был разнообразный репертуар — от бэби-спектаклей до иммерсивного действия, но «Рыбы» по сложности и деликатности высказывания занимают верхнюю «полку» в локальной кукольной иерархии. Радует, что родители маленьких зрителей доверяют театру этот сложный разговор о смерти, а это означает, что за театром остаётся слово в воспитательной сфере. Надо ли говорить с ребёнком о смерти? Детские психологи единодушны: надо! В советское время эта тема была отчасти табуирована, но, как всё запретное, смерть влекла к себе, обрастая коростой ненужных смыслов. «Рыбы» честно говорят с ребёнком на эту тему, задавая на будущее родителям нужный формат общения.

Старый добрый ТЮЗ

«Пряничный домик», поставленный режиссёром Наталией Анастасьевой в «Глобусе» по музыкальной пьесе Валерии Ужейко, был самой ожидаемой сказкой прошлого сезона — братья Гримм, огромный бюджет, спецэффекты, костюмированная «массовка» в лице артистов студии пластики. Такой масштабной сказки на сцене «Глобуса» не было, наверное, со времён режиссёра Дмитрия Масленникова и худрука Григория Гоберника, когда все поют и пляшут, а у костюмеров-реквизиторов дымятся цеха, потому что «ничего не влезает». «Пряничный домик» вернул театру былую «тюзовскую» роскошь, когда режиссёр использует всю мощь гигантской сцены, где можно построить приторно-сладкий город в стиле Тима Бёртона, населив его странным мультяшными существами в кислотных штанишках. Но главное — сюжет! Тот самый, «родненький», зачатый в фильме «Маша и Витя против диких гитар», когда дети (в нашем случае это Ганс и Гретель — ну Гримм же!) принимают решение идти в сказочную страну, чтобы спасать, искать и побеждать. По ходу пьесы будет много сюжетных твистов, но всё закончится хорошо, как и положено в сказках.

Трансформация нудной лекции

Куратором спектакля «GAME OVER: атака Тёмного бота» Новосибирского театра кукол стало управление Роспотребнадзора по СФО, попросившее театр рассказать детям о защите персональных данных в интернете. За постановку взялся режиссёр Ролан Боннин, характерные куклы придумала художник Александра Павлова. «Тёмный бот» — это как раз та история, когда нудная лекция взрослых превратилась в увлекательный детский хоррор, где нужные мысли вкладываются в детскую голову через истории. Такой воспитательный нарратив.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!