Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»
Появление новых спектаклей на
малой сцене «Глобуса» всегда ожидают с
особым трепетом. Возможно, к
подобному восприятию располагает камерное, глубоко интимное пространство, возможно, сказывается положительный зрительский опыт: именно на
этой площадке случились самые удачные работы последних сезонов
— «Двойное непостоянство», «Ю», «Simейные истории». Нынешняя премьера
— спектакль «Месяц в
деревне» по
одноименной пьесе Ивана Тургенева
— ожидания, бесспорно, оправдала. Классическая интерпретация классического материала в
постановке ярославского режиссера Александра Кузина, стилистически схожая с
постановками чеховских пьес, получилась не
просто нескучной и
ладно скроенной, но
и
тонкой, стильной, психологически точной даже в
самых, казалось
бы, незначительных деталях.
В «Месяце в деревне», пьесе не забытой и более-менее регулярно появляющейся на российских театральных площадках, присутствует стандартный тургеневский набор. Здесь и умные, интеллигентные, по сегодняшним меркам невообразимо порядочные мужчины. И «непонятные, полузагадочные» дамы, настроение которых меняется быстрее ветра. И испытания любви вкупе с испытаниями любовью. И бесконечные разговоры, чтение, прогулки, в веренице которых у героев вырастают крылья и возникает четкое понимание того, что лететь некуда. И появление нового лица, нарушившего давно сложившееся и доселе непоколебимое равновесие. И финальное расставание — все возвращается на круги свои, все уходят, потому как честные люди.
Завязка проста: в загородное имение Ислаевых — хозяйственного и простого, как три рубля, Аркадия Сергеевича (Юрий Буслаев), занятого скорее подсчетами и доходами, нежели отношениями, и его красавицы-супруги Натальи Петровны (Юлия Зыбцева), изнывающей от скуки и монотонности, — приезжает новый домашний учитель Беляев (студент НГТИ Виталий Гудков). Ребенок в восторге от его ловкости и веселого нрава, хозяин доволен удачным выбором, друг семьи Ракитин (Денис Малютин), безответно влюбленный в хозяйку, страдает и ревнует, женщины же и вовсе сходят с ума: семнадцатилетняя Верочка (Наталья Тищенко) где-то между запуском змея и ловлей белки легко и еще по-детски влюбляется, служанка отказывает своему давнему ухажеру; Наталья Петровна, то ли от скуки, то ли от нерастраченной нежности, с головой уходит в любовь. Ее чувства взаимны и наверняка искренны, но неестественны для семейного и дворянского кодекса чести и невозможны в своем развитии. Сколь приятны, столь и опасны. Сплошные метания и боль, что отражено в спектакле с завидной аккуратностью и, к счастью, не слишком театрально.
Нежданно-негаданно нагрянувшая драма разыгрывается, как было сказано выше, в стандартном тургеневском дворянском гнезде. Правда, перед зрителями не барские покои со старинной антикварной утварью (от дома остается лишь стеклянная дверь, за которой то и дело скрываются герои: одни — играя в карты, другие — сбегая от ненужных и невозможных в данный момент объяснений), а внутренний дворик. Вместо ухоженных аллей, дорожек, цветников и аккуратно рассаженных по парковому стандарту деревьев — остов кроны, гамак и скрипящий под ногами гравий или песок, в котором тонут башмаки и увязают отношения. В начале полушепот-полускрежет этой каменной крупы будет лишь оживлять мерно текущие взаимоотношения, затем превратится в отзвук надвигающихся перемен и надрывный аккорд внутренней катастрофы, а в финале всей своей тяжестью обрушится на хрупкие плечи главной героини.
Несомненное достоинство нового «глобусовского» спектакля — сильные актерские работы, за исключением слуги, который уж слишком трафаретно выполняет свои обязанности, и молодого учителя, чей образ получился несколько плоским. Пальму первенства удерживают герои Юлии Зыбцевой и Дениса Малютина. Их страдающий и любящий дуэт позволяет достаточно неспешному действию, не буксуя и не утяжеляя, набрать нужную высоту. Пронзительно красивой благородной поступью дойти до высшей точки, замереть и оборваться. Так предсказуемо и в то же время неожиданно, что зрителю голову не придет жалеть о потраченном на просмотр спектакля времени.