Гадкий утенок
7
мая вторник
11:00, 14:00
12
мая воскресенье
11:00
Путем взаимной переписки
10
мая пятница
18:00
10 мая 18:00 · пятница
Путем взаимной переписки
16+
Малая сцена Владимир Войнович
16+
Cabaret
11
мая суббота
18:00
12
мая воскресенье
15:00
11 мая 18:00 · суббота
12 мая 15:00 · воскресенье
Cabaret
18+
Большая сцена мюзикл Джо Мастерофф, Джон Кандер, Фред Эбб
18+
Ревизор
14
мая вторник
18:30
14 мая 18:30 · вторник
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
14
мая вторник
14:00, 18:30
14 мая 14:00, 18:30 · вторник
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Всем кого касается
15
мая среда
18:30
16
мая четверг
14:00
Каштанка
15
мая среда
18:30
15 мая 18:30 · среда
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Игроки
16
мая четверг
18:30
16 мая 18:30 · четверг
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Собаки
17
мая пятница
14:00, 18:30
17 мая 14:00, 18:30 · пятница
Собаки
12+
Большая сцена по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг»
12+
Горе от ума
17
мая пятница
18:30
Премьера
Премьера
17 мая 18:30 · пятница
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+
Счастливый неудачник
18
мая суббота
14:00, 18:00
18 мая 14:00, 18:00 · суббота
Счастливый неудачник
12+
Большая сцена полувероятная история Вадим Шефнер
12+
Генерал и его семья
18
мая суббота
18:00
18 мая 18:00 · суббота
Генерал и его семья
18+
Малая сцена Тимур Кибиров
18+
Отрочество
19
мая воскресенье
14:00, 18:00
19 мая 14:00, 18:00 · воскресенье
Отрочество
12+
Большая сцена по мотивам повести Льва Толстого Ярослава Пулинович
12+

Поезд, идущий в овраге

28 Марта
Наталия Дмитриева, «Ведомости»

«Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?

«СОБАКИ»
Театр «Глобус». Режиссёр Константин Яковлев. Художник Екатерина Никитина.
Драматург Анастасия Букреева написала инсценировку знаменитой повести советского писателя Константина Сергиенко «До свидания, овраг!», где бездомный пёс по кличке Гордый рассказывает историю о своих друзьях, живущих в овраге на окраине города. Собак бросили и предали люди, но от тягот бездомного существования они прячутся в мечтах о рае, где каждому псу воздаётся по вере его, главное — отыскать маленькую заветную дверку, открывающую мир, где много вкусной дичи, но нет человека. Но если у Сергиенко овраг — это отблеск утерянного общего рая, где много сочной травы, а грозная бродячая стая собак весело играет с детьми, то у режиссёра Константина Яковлева и художника Екатерины Никитиной овражье пространство рождается из осязаемых сюрреалистических снов Сальвадора Дали. Здесь время уже запустило свой маятник в виде разрушающего шара, а мир застыл на обрыве упадка, ещё секунда — и всё провалится в небытие: и дома, и овраг, и собаки, и это беспокойное небо. Сценография Никитиной пробуждает смутное, но многообещающее ощущение внутреннего волнения, когда вот-вот — и на сцене что-то непременно должно произойти. И первый выход бродячей стаи под предводительством брутального Чёрного (Владимир Дербенцев) ожиданиям отвечает — чёткие биты композитора Яноша Грига усиливают незатейливую хореографию Артура Ощепкова, синтезируя вполне себе такой собачий «Тодес». В молодёжной аудитории, слушающей, к примеру группу Shortparis, я не уверена, но детям от 9 до 12 может понравиться.
У каждой овражьей собаки — своя психотравма и история «социального сиротства». Бывшая Такса (Ольга Афанасьева) помнит те чудесные дни, когда спала на бархате, а едала на серебре. Головастого (Иван Басюра) не отпускают думы об интеллектуальном дуэте собаки и человека, а Чёрный рычит на весь мир, ибо озлобился из-за предательства. В этих героях дети без труда узнают определённые модели человеческого поведения: писатель Сергиенко в своей повести очень точно раскрывает внутренние механизмы мышления и существования обездоленных и гонимых, а режиссёр Яковлев работает очень близко к тексту. По сути, никаких новых смыслов режиссёр в спектакле не открывает, используя уже существующую в тексте притчевую форму с её «несущими конструкциями» в виде мыслей о свободе и неравенстве, о достоинстве и жертвенности, о поисках утерянного рая. Собаки мечтают найти своего Человека, ссорятся, мирятся, ищут пропитание, побираются в электричках, а иногда умирают — избитые двуногими зверями. В принципе, чтобы усилить действие спектакля, можно потом детям рассказать о жизни бездомных людей в нашем городе и попросить их найти несколько отличий. Ну, для усиления эмоционального интеллекта.
А между тем тучи на собачьем метафизическом горизонте сгущаются — люди собираются уничтожить овраг, чтобы построить в нём высотку, а всех бездомышей сдать на живодёрню. У Сергиенко шанс выжить выпадает Гордому — он нашёл человека, который его и спасает. Но Яковлев решает уйти от канона, даруя жизнь милой Крошке (Элина Зяблова) — Гордый жертвует собой, чтобы щенок не попал в руки живодёров. Все собаки попадают в рай, а Крошка уходит со своим Художником (Алексей Архипов) в счастливое будущее. Собственно, на этом всё и заканчивается — спектакль идёт час с небольшим и больше сюжетных перипетий он вместить не может. Думаю, что ещё и по той причине, что весьма насыщен танцевальными номерами бродячей стаи, которые де-юре должны перенести спектакль в музыкальную плоскость, а де-факто очень быстро приедаются своим однообразием. 

Кому понравится спектакль «Собаки»?
Возрастное ограничение у спектакля 12+, но мне кажется, что в 13 лет такие сюжеты вряд ли увлекут подростка. А вот детям от 9 лет можно смело показывать «Собак».

«ГАДКИЙ УТЁНОК»
Новосибирский театр кукол. Режиссёр Анастасия Неупокоева. Художник Анна Гуляева
Странно, что сказки Ганса Христиана Андерсена считают детскими — в них заложено столько экзистенциальных и метафизических смыслов, что среднестатистическому ребёнку в одиночку не вывезти. Но факт остаётся фактом: лидером творческих трансформаций была и остаётся история про Гадкого утёнка, где среди россыпи смыслов каждый творец пытается отыскать неповторимый свой. Птичка-изгой наконец-то долетела и до областного театра кукол, где замкнутое пространство птичьего двора (так похожее на узость нашего мышления!) превратилось в поезд, который обречён делать своё «ту-ту» по заранее проложенному пути. И если в коллективном бессознательном поезд метафорически считывается как линейное движение жизни из рождения к смерти, то у режиссёра Анастасии Неупокоевой железная дорога символизирует предопределённость конкретного жизненного сценария. Как говорится, если ты едешь в вагоне с утками, то научись крякать. Даже если ты лебедь и мечтаешь о небе.
Роуд-муви под названием «Гадкий утёнок» отправляется с привокзального перрона, где идёт погрузка «Птичьего экспресса» — крикливые пассажиры отправляются в Копенгаген, видимо, в гости к Андерсену. Носильщики грузят коробки-корзинки с яйцами, но огромный Аист вдруг решает примерить на себя личину трикстера: большое яйцо он намеренно подкладывает в утиную кладку, чтобы закрутить событийную пружину. У Мамы-утки вылупляется нелепый птенец в духе героев скандинавского писателя Фредерика Бакмана, который вынужден расти в чужом поезде, не зная, что делать со своими странными крыльями. Режиссёрская мысль очевидна — не в свои сани не садись и трудно выжить не в своей стае. «Когда ты находишь людей, которые тебя принимают таким, какой ты есть, ты можешь совершать какие-то невероятные вещи, — говорила в одном из интервью Анастасия Неупокоева. — Вот о поиске своих и будет наш спектакль».
Но если у Андерсена Гадкий утенок искал своих через внутренние трансформации и подвиги личностного роста, которые были интересны детям и взрослым, то здесь он просто гуляет по вагонам, попадая в нелепые и трогательные ситуации. Согласна, что не стоит грузить малышей темой «изгой и общество», но когда в сказке нет конкретного конфликта, она становится пресной. Путь героя без борьбы невозможен — без неё разве что концертные номера можно ставить. Собственно, «Гадкий утёнок» в театре кукол и состоит из ярких, трогательных, весёлых и пронзительно-грустных концертных номеров, связанных между собой тоненьким пунктиром схематичного сюжета. Да, очень красиво и местами — до приятных слёз, но на этой сказке дети точно не будут переживать за Гадкого утёнка и грозить кулачком его обидчикам. И в финале никаких трансформаций с Гадким утёнком не произойдёт — в прекрасного лебедя он так и не превратится. Наш герой выйдет из поезда на каком-то полустанке и встретит своих — странных созданий в скандинавских шапочках с крылышками подмышками. Хотя все трансформации у него, конечно, ещё впереди, главное — вовремя сойти с чужого поезда.

Кому понравится спектакль «Гадкий утёнок»?
У этой сказки нет определённого возрастного ценза, несмотря на маркировку. Малышам могут понравится весёлые концертные номера, детям постарше — трогательная линия самого Гадкого утёнка, который иногда сильно чудит, заставляя социум волноваться. Как, скажем, в сцене с вагонным туалетом, когда Гадкий утёнок совершал первое омовение в душе, а птички мялись возле двери в очереди.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272